Новый низкотемпературный рекорд для квантовых устройств

Международная группа исследователей разработала компактное устройство, охлаждающее электроны практически до абсолютного нуля.

Группе ученых из Технического исследовательского центра VTT (Финляндия), Ланкастерского университета и общества Aivon (Великобритания) удалось добиться охлаждения электронов в новом наноэлектронном устройстве до температуры, всего лишь на несколько тысячных долей градуса превышающую абсолютный нуль. О новом низкотемпературном рекорде рассказывает (e) Sсience News.

Несмотря на то, что сегодня имеются методы, позволяющие охладить даже массивные куски металла ниже одного милликельвина (десять в минус третей кельвина), добиться схожего охлаждения для электронов в небольших устройствах ранее не удавалось.

Новое исследование открывает новые возможности в области квантовых технологий, В том числе конструирования квантовых компьютеров и датчиков. Как известно, квантовые технологии используют квантово-механические эффекты, которые могут превосходить по производительности любые технологии, основанные только на классической физике. Многие высокочувствительные датчики магнитного поля и детекторы излучения требуют низких температур — им вреден тепловой шум.

Использованное в эксперименте наноэлектронное устройство представляет собой так называемый первичный термометр, т.е. термометр, который не требует калибровки. Это делает его очень привлекательным для использования области низкотемпературных приборов и метеорологии.

В его создании принимали участие ведущие ученые и эксперты в области нанотехнологий и датчиков высокой производительности из Финляндии и Великобритании.

Профессор Рич Хейли (Rich Haley) из Ланкастерского университета говорит, что очень важно, что в новом эксперименте наконец удалось преодолеть барьер в 4 миллкельвина, который удерживался в таких структурах на протяжении пятнадцати лет. Ученые рады, что им не только удалось достичь нового рекорда, но также найти путь к еще более низким температурам.

Читайте также на портале Научная Россия о самом холодном веществе в мире.

квантовые устройства первичный термометр электроны