Благородные радиоактивные газы наносят непоправимый ущерб здоровью человека. Криптон и ксенон выделяются при переработке отработавшего ядерного топлива. А радон постоянно возникает при распаде природных урана и тория. Но в силу  химической инертности газов трудно найти материалы, которые могли бы их связывать.

Существующие технологии, например криогенное разделение, являются весьма дорогостоящими и энергоемкими.  А металлоорганические каркасные структуры, так называемые MOF-структуры, не всегда дают необходимый результат.

Новая пористая структура, названная ее создателями СС3, может служить эффективной ловушкой для благородных радиоактивных  газов. Пространство трехмерной клетки из молекул СС3 достаточно велико для того, чтобы удержать в себе три атома ксенона, криптона или радона.

Детальное исследование структуры показало, что она «дышит» — то расширяется до 4,5 Å, то сжимается до 3,6 Å. Таким образом атом ксенона размером в 4,1 Å может беспрепятственно войти в ловушку, если время «вдоха» достаточно велико, и застрять в ней.

Новый материал показал свою эффективность при выделении благородных газов из атомсферного воздуха. А лево- и правовращающие изомеры СС3 найдут применение в фармакологии.

Источник иллюстрации: Nature Materials 2014