Группа исследователей под руководством Чуаньсинь Сан (Chuanxin Sun), биохимика из Аграрного университета Упсалы (Швеция), вырастила новый, генно-модифицированный, сорт японского риса — SUSIBA 2, возможно, менее вредный для атмосферы, чем обычные сорта. За счет уменьшенной корневой системы этот рис вырабатывает чуть не в сто раз меньше метана — одного из основных парниковых газов, передает Science. Статью о своем достижении ученые опубликовали онлайн в журнале Nature.

Рис — это один из основных поставщиков метана в атмосферу за счет корневой системы, где обитают метан-продуцирующие микробы. В поисках риса, дающего более высокий урожай, учены обнаружили, что можно создать такой сорт, у которого было бы меньше корней, а значит, он меньше бы производил метана. Новый рис вида «Японика» содержит в себе фрагмент ДНК ячменя. Этот фрагмент заставляет производить крахмал преимущественно в зернах. После трех лет опытов в теплице и поле исследователи добились нужного результата: зерна ГМО-риса содержали крахмала до 86,9% сухого веса. Тогда как в обычном рисе — до 76,7%.

Генетические тесты показали, что на корнях ГМО-риса обитает меньше метан-продуцирующих микробов и что эти растения вырабатывают 0,3-10% от обычного количества метана в зависимости от сезона. Учитывая, что основные выбросы метана приходятся на теплые месяцы, новый рис оказывается ценным средством борьбы с потеплением климата.

ГМО-рис оказался более продуктивным. В опытах он дает 24 грамма зерен с одного растения, тогда как обычные растения дают 16 грамм. Чтобы подтвердить эти впечатляющие результаты, нужны опыты в настоящем поле.

Есть и обратная сторона этого успеха. Новый сорт риса поставляет меньше углерода и других питательных веществ в почву, поскольку масса его корневой системы на 35% меньше, чем у обычного риса. Это значит, что фермерам придется вводить больше азотных удобрений, что в свою очередь, приведет к увеличению выбросов оксида азота — тоже сильного парникового газа.

Несомненно, что ученые далеко шагнули в деле ГМО-растений, но нужно учитывать все стороны проблемы, в том числе опасения общества в отношении ГМО. А пока группа Сана работает над изменением ДНК другого популярного риса — индики.