Около 2 тысяч человек – первых лиц российских вузов – собрались на свою юбилейную встречу в Шуваловском корпусе МГУ. Работа съезда в этот раз была построена особым образом – они начались не с общего заседания в актовом зале, а с работы шести тематических секций, где обсуждались насущные темы российской высшей школы: наука в университетах, роль гуманитарного воспитания и гуманитарных наук, поиск и поддержка талантов и многие другие. Доклады и обсуждения шли очень активно, и многие отмечали, что хотели бы присутствовать сразу на нескольких сессиях – такой интерес вызвала предложенная организаторами программа.

Как одна из целей съезда была выдвинута сложная и ответственная задача – обсуждение и принятие российской "Университетской доктрины", определяющей основные задачи по повышению качества высшего образования в России. "Университетская доктрина", проект который был заранее разослан ректорам для уточнений и замечаний, станет неким кодексом высшей школы, сводом рекомендаций для российских вузов: как сохранить то лучшее, что есть в нашем образовании, и как вывести его на новый качественный уровень, чтобы готовить  лучшие кадры для страны.

В работе съезда принял участие Президент страны Владимир Путин. Перед началом заседания ректор МГУ Виктор Садовничий показал президенту новый высокотехнологичный вычислительный центр МГУ и знаменитый суперкомпьютер «Ломоносов». Главе государства продемонстрировали суперкомпьютерное моделирование изменения климата, моделирование космических кораблей, расчеты космической техники. 
В своем выступлении перед профессорской аудиторией Владимир Путин призвал сохранить в стране лучшие традиции российской классической школы образования, учитывая быстрые изменения в современном мире.
-«Система высшего образования была и остаётся мощным интеллектуальным ресурсом страны, она генерирует новые знания – и, разумеется, для этого и создавалась: готовит кадры для всех сфер жизни России, - сказал президент. - За последние годы мы немало сделали, чтобы отечественные вузы, университеты развивались в соответствии с требованием времени, становились конкурентоспособными, задавали ориентиры передовым высокотехнологичным отраслям экономики.
Особое внимание глава государства уделил вопросам развития материальной базы и оплаты труда преподавателей вузов. - В соответствии с известными майскими указами к 2018 году она должна составить – и мы этого, и я тоже этого не забываю – не менее 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации. И эти планы, безусловно, мы будем стремиться реализовывать, несмотря на известные сложности, - сказал В.Путин.
Президент отметил также, что претензий к уровню высшего образования пока все же остается немало, не каждый вуз готов работать по-современному, учить так, чтобы у выпускника оставались не только диплом, но и нужные знания и профессиональные навыки, которые он может использовать в своей практической деятельности после окончания высшего учебного заведения. Высшей школе нужна большая открытость, нужны понятные механизмы, которые бы стимулировали перемены. И здесь серьёзную роль способно сыграть внедрение объективных систем оценки качества обучения – как вузовских, ведомственных, так и независимых. В этой связи в мае этого года было дано поручение Правительству, Министерству образования и науки.

В ответном докладе ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал о своем видении современного образовательного процесса, во всей его сложности и многоплановости. Как самое главное он выделил  качество образования в мире, который вышел на качественно новый уровень знаний. Второе – это наука в высшей школе. Сегодня учить студентов, не вовлекая их в научные исследования и не используя новейшие достижения науки, нельзя, тем более что научные школы многих российских вузов пользуются мировой известностью. Университеты могут и должны стать центрами развития регионов, нужно целенаправленно искать и поддерживать талантливую молодежь, давать ей условия для роста и применения своих талантов.
–«Нам необходимо развивать мотивированный выбор траектории молодым человеком., - сказал ректор МГУ, - не делать так, что каждый сразу хочет закончить университет, и не понятно, какой он хочет. Надо эту мотивацию устраивать с самого начала профессионального образования, вплоть до высшего. Хорошие техникумы, сопряженные с техническими университетами должны готовить класс «голубых воротничков», очень нужных сейчас нам. А с другой стороны, необходим верный баланс сочетания образовательных стандартов и профессиональных, которые сейчас активно разрабатываются и будут законодательно вскоре закреплены».

На тематической секции «Наука в высшей школе» ректоры известнейших и пользующихся огромным авторитетом и популярностью вузов страны  - таких как Физтех и МГТУ им.Баумана, высказали свои позиции в отношении развития научных исследований в вузах.

Ректор знаменитой «Бауманки» Анатолий Александров подчеркнул, что сегодня проводить научные исследования с логарифмической линейкой невозможно. Если мы говорим о нанотехнологиях, о фотонике или, к примеру, инфракрасной технике или плазменных технологиях – то необходимо очень серьезное и дорогостоящее оборудование. В МГТУ им.Баумана пошли по пути создания межкафедральных междисциплинарных центров. Это позволяет сконцентрировать материальные и человеческие ресурсы и сосредоточиться на прорывных направлениях. Сейчас уже с уверенностью можно сказать – туда пошла молодежь. Если у талантливого молодого ученого есть возможность и работать и публиковаться здесь, своим трудом зарабатывать деньги, он никуда не уедет. Ставя себе сейчас самые амбициозные задачи, вузам надо объединяться, развивать межуниверситетское сотрудничество.

Когда говорится о создании в вузах разного рода инновационных исследовательских структур, надо в первую очередь заботиться о будущем самих  университетов, и об их интересах, тогда воспроизводство кадров будет постоянным. Почему на западе инновационные центры, что называется «гнездятся» около университетов? Потому что сменяемый потенциал талантливой молодежи есть только там. Но при этом надо помнить, что там не сами университеты создают эти самые инновационные и инжиниринговые центры компетенции. А когда тот или иной вуз просят на своей базе создавать такого рода структуры, вкладывать в них средства, а потом «отпускать» в свободное плавание – то не очень понятно, зачем это нужно вузам. Наоборот, нужно думать об интеграции, о том, как усиливать университеты, повысить их исследовательский потенциал.

Ректор физтеха Николай Кудрявцев отметил, что за последние 10 лет ситуация с наукой в высшей школе существенно поменялась. Раньше наука в университетах финансировалась по остаточному принципу. Сейчас университеты получили в свое распоряжение достаточно много инструментов реализации своей научной политики – и это большое благо. Стали появляться правильные тренды – каждый институт должен заботиться о своей «конкурентоспособности». А это далеко не только рейтинги. Это много разных аспектов деятельности – научной, образовательной, нужно завоевывать свою популярность и репутацию, причем не только внутри страны, но и во всем мире. Вузы как нельзя больше подходят для проведения междисциплинарных исследований. При этом исследования могут и должны реализовываться силами творческой талантливой молодежи. Каждому вузу необходимо искать и находить те формы организации научного процесса, которые станут наиболее эффективными именно для него. Сейчас в крупнейшие вузы стали приходить представители крупнейших компаний и предлагать свое участие в программах образования. И этот момент обязательно надо использовать. Это не надо расценивать как попытку бизнеса учить университеты тому, какое образование давать студентам. Здесь нет противоречия. Учить молодых специалистов надо вместе, взаимодействовать и с наукоемким бизнесом, и с Академией наук, и с оборонным комплексом.

Высшая школа страны сейчас поставлена в непростые условия, ей задана очень высокая стартовая позиция и серьезный уровень задач, и вузы должны с этим справиться. Многие проблемы сейчас – это «болезни роста». Университетское сообщество при поддержке государства может их решить.

Фото материалы "Научная Россия".