В прошлом месяце портал Научная Россия уже писал о Homo naledi — новом виде древнего человека, чьи хорошо сохранившиеся кости были недавно найдены в пещере «Восходящая звезда» недалеко от Йоханнесбурга (Южная Африка) антропологами под руководством профессора Ли Бергера (Lee R. Berger). Это открытие произвело настоящий фурор в научном мире. В настоящее время останки H. naledi продолжают изучать, и уже есть новые интересные результаты, сообщает BBC News.

В частности, ученые из Кентского (Великобритания) и Витватерсрандского (ЮАР) университетов, под руководством доктора Трейси Кивелл (Tracy Kivell) опубликовали в журнале Nature Communications статью по результатам подробного анализа строения рук «звездного» человека. Как мы уже писали, H. naledi имел примитивные изогнутые фаланги пальцев, но при этом большой палец, кости ладони и особенно запястья имели строение, очень близкое к таковому у неандертальцев и даже у человека разумного. Такие руки уже были приспособлены к использованию орудий труда — и д-р Кивелл с коллегами склоняются к тому, что «звездный» человек действительно их использовал:

«Возможно, naledi использовал инструменты, сделанные из иных материалов, или производил другие манипуляции, крепко удерживая в руке и точно направляя какие-то предметы, но самое очевидное объяснение заключается в том, что он изготавливал и использовал орудия труда».

Не вполне понятно, как на такое могло быть способно существо, имеющее мозг размером практически как у шимпанзе. Впрочем, с другой стороны, известно, что шимпанзе весьма активно пользуются орудиями труда, как для охоты, так и, например, для того, чтобы сбить надоедливый дрон-наблюдатель. Есть убедительные свидетельства в пользу гипотезы, что такие способности заложены у них инстинктивно.

Но вернемся к Homo naledi. Группа американских ученых, под руководством доктора Уильяма Харкорта-Смита (William Harcourt-Smith) из Городского университета Нью-Йорка тщательно изучила ноги этого древнего человека и написала по итогам статью в тот же Nature Communications. Согласно их результатам, нога Homo naledi также сочетает в себе современные черты с древними. К древним относятся, опять же, изогнутые фаланги пальцев и низкий свод стопы. Значит, «звездный» человек хорошо ходил по земле на двух ногах, но в то же время и хорошо лазал по деревьям.

«Можно представить себе, что в течение дня, занимаясь повседневными делами, он преимущественно передвигался по земле. Но для поиска пищи, или чтобы спастись от хищников, он зачастую лез на дерево, что было нетрудно благодаря архаичному строению его ног, — объяснил Харкорт-Смит. — Таким образом, Homo naledi был скорее двуногим, но не на 100%».

Лучше разобраться в образе жизни H. naledi и определиться наконец с его местом на нашем родословном древе должны помочь дальнейшие раскопки в пещере «Восходящая звезда», где скрывается еще обширный неисследованный материал.