Группе исследователей из Института геологии и минералогии СО РАН впервые в мире удалось вырастить искусственные алмазы для фотонных компьютеров. Новое поколение вычислительных устройств, отличающееся качественно новым уровнем быстродействия, должно прийти на смену традиционной электронике. Об этом рассказывает ТАСС.

По словам директора ИГМ СО РАН Николая Похиленко, в этом году сотрудники института научились выращивать искусственные алмазы с германиевыми дефектными центрами. Такие кристаллы являются важными составными элементами так называемых фотонных компьютеров. Вслед за российскими исследователями такую технологию освоили американские и германские научные центры.

Дефектными называются любые алмазы, которые в своем составе имеют примесь других элементов кроме углерода. В отличие от обычных искусственных алмазов новый вид кристаллов имеет в своем центре вместо углерода атомы германия. Такие алмазы позволяют использовать физические свойства фотонов для передачи больших массивов данных.

Свое открытие сотрудники ИГМ СО РАН уже передали своим коллегам из Института физики полупроводников СО РАН и Института автоматики и электрометрии СО РАН для использования их в работе над экспериментальными установками.

Ожидается, что фотонные компьютеры будут быстрее своих нынешних полупроводниковых «собратьев» примерно в 10 млн раз. Такая производительность, по словам специалистов, уже дает возможность для создания искусственного интеллекта. Николай Похиленко сравнил быстродействие двух видов компьютеров со скоростью передвижения улитки и сверхзвуковой ракеты.

Другим отличительным свойством нового поколения вычислительных устройств на базе фотонов является их способность выдерживать высокие температуры. Считается, что фотонный компьютер будет сохранять свою работоспособность при температуре от 0 до 900 ºC.

Ранее портал Научная Россия писал о перспективах использования алмазов для создания квантовых компьютеров.