Ученые Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) разработали и изготовили уникальный сверхпроводящий вигглер — устройство, предназначенное для генерации синхротронного излучения. Он будет использоваться специалистами ЦЕРН и Технологического института Карлсруэ в Германии, сообщает сайт ИЯФ РАН.

В качестве сверхпроводящего материала при создании вигглера используется ниобий — титановый сплав, который при охлаждении до криогенных температур (т.е. порядка нескольких градусов Кельвина) переходит в сверхпроводящее состояние. Поэтому обычно для получения и поддержания необходимой температуры сверхпроводящие магниты погружаются в сосуд с жидким гелием. Уникальность вигглера, разработанного новосибирскими учеными, в применении более практичного способа охлаждения — без погружения в жидкий гелий.

Охлаждение магнита производится специальными криорефрежираторами через систему тепловых контактов. «В нашем случае нужно просто нажать кнопку, и через несколько дней магнит, охладившись до нужной температуры, сможет работать в этом режиме годами», — пояснил старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН Виталий Шкаруба.

Европейские ученые уже приступили к работе с вигглером. Сейчас новосибирская разработка, стоимость которой составляет около 1 миллиона евро, установлена на ускорительном комплексе ANKA в Германии. Здесь с ее помощью будут проводиться эксперименты с биологическими объектами, а для исследователей из ЦЕРН вигглер станет испытательным полигоном по отработке технологий для разрабатываемого линейного коллайдера CLIC.