Британские медики изучали реакцию новорожденных детей на щекотку, и выяснили, что она изменяется в течение первого полугода их жизни — от раздельного восприятия ощущений до постепенной их интеграции между собой и соотнесения с частями тела. Подробности изложены в журнале Cell.

При появлении на свет малыши оказываются окружены ощущениями, принципиально отличающимися от тех, которые они получали в материнской утробе. До рождения они постоянно испытывали тактильные ощущения, но, как пишет автор исследования, психолог из Лондонского университета Эндрю Бремнер (Andrew Bremner), они были «не связаны с тем, что зародыш видит в низком разрешении и с теми булькающими тихими звуками, которые раздаются в матке».

Во внешнем мире воздействие на младенца становится мультисенсорным, различные ощущения оказываются связаны друг с другом, и ребенок не сразу учится объединять полученные ощущения.

Ученые прикрепляли к ладоням младенцев крошечные звуковые катушки, которые вибрировали, но при этом не издавали никаких звуков. Получалось, что детскую ладошку щекочут, но при этом делают это в тишине. Выяснилось, что четырехмесячные дети в большинстве случаев не понимали, откуда исходит новое осязательное ощущение. Они могли пошевелить ручкой, но не смотрели в эту сторону, очевидно, не связывая щекотку ни с каким внешним вмешательством. Эндрю Бремнер назвал это ощущение «тактильным солипсизмом», так как, по его мнению, в это время младенцы просто ощущают щекотку в своем теле — и все.

В шестимесячном возрасте примерно 70% младенцев уже поворачивают голову в ту сторону, откуда исходит щекотка. Очевидно, что они уже начали связывать свои ощущения с воздействием внешнего мира.

В то же время, когда условия эксперимента были несколько усложнены, то выяснилось, что реакция детей не так уж проста. Когда малышам скрестили ножки (лежать со скрещенными ручками они упорно отказывались), то выяснилось, что четырехмесячные дети в большинстве своем все равно понимают, или, вернее, ощущают, что им щекочут именно правую ногу, даже, если ощущение исходит из левой части тела. Во всяком случае они двигали именно той ногой, которую им щекотали. Что же касается шестимесячных младенцев, то они обычно путались, и шевелили не той ногой, которую щекотали, а той, которая находилась на «стороне щекотки». Очевидно, это тоже связано с отходом от тактильного солипсизма. Четырехмесячный ребенок ощущает щекотку в теле, и воспринимает ее как данность в определенном органе. А шестимесячный уже начинает осознавать, что щекотка идет извне, но еще не вполне научился разбираться в источниках ощущений.

Словом, как пишет Эндрю Бремнер, «новорожденному ребенку все должно казаться очень странным».