Доктор Марк Пеллегрини (Marc Pellegrini) и доктор Грег Эберт (Greg Ebert) с коллегами из Института медицинских исследований имени Уолтера и Элизы Холл в Австралии создали новое лекарство против хронической формы гепатита В, вызываемого вирусом HBV. Разработчики приступили к фазе 1/2a клинических испытаний. Об этом сообщает пресс-релиз на институтском сайте.

В принципе, в организме существует механизм защиты от болезней — апоптоз клеток, то есть самоуничтожение заболевших клеток (портал Научная Россия рассказывал о явлении апоптоза на примере онкологии). Но чтобы клетки не уничтожались по ошибке, в организме есть и множество механизмов проверки и защиты. На этот случай существует несколько белков, которые подавляют процесс апоптоза. Их так и называют — ингибиторы белков апоптоза (inhibitor of apoptosis proteins, IAP). Если же организм решит, что убивать клетки все-таки нужно, то в ход идут особые молекулы, в свою очередь блокирующие IAP.

При заражении вирусом гепатита В блокирующие апоптоз белки начинают действовать, больные клетки не погибают, а вирус продолжает размножаться. Созданное австралийцами лекарство как раз блокирует действие IAP и запускает механизм самоуничтожения инфицированных клеток. Здоровые же клетки не повреждаются. В основе лекарства лежит препарат биринапант (birinapant) — синтетический аналог одного из вариантов молекулы, блокирующей IAP — SMAC (second mitochondrial activator of caspases, то есть второй происходящий из митохондрий активатор каспазы). Биринапант блокирует различные ингибиторы белков апоптоза, причем не только при заболевании гепатитом В, но и другими вирусными инфекциями, а также при развитии рака.

Гепатит В — это вирусное заболевание, поражающее клетки печени. Вакцину для него создали в 1982 году, но все равно около двух миллионов человек в мире болеет гепатитом В. Большинство больных излечиваются, но у 5-10% заболевание приобретает хроническую фору, причем в группе риска хроников находятся дети. Более 780 тысяч человек ежегодно умирают от гепатита В и его осложнений, таких как цирроз и рак печени.

Для лечения гепатита В применяют антивирусные препараты, подавляющие размножение вируса, снижающие его количество в клетках печени. Такое лечение больные хроническими формами гепатита В вынуждены принимать годами. Австралийцы же надеются, что их препарат в сочетании с традиционным антивирусным лечением позволит излечивать заболевание полностью. Клинические испытания пройдут в Австралии и в Новой Зеландии, в них примут участие около 50 добровольцев.

Гепатит В — не единственный представитель этого класса заболеваний, для которого недавно разработали метод лечения, существенно менее тяжелый по сравнению с традиционными. В начале ноября мы рассказывали о новой терапии при пересадке печени (при гепатите С), основанной на двух препаратах, принимаемых перорально и в течение всего 12 недель — в то время как традиционное лечение после трансплантации может занять практически год, токсично и потенциально может привести к отказу пересаженного органа.

Источник фото: wehi.edu.au