Новую космическую лабораторию под названием «Миллиметрон» (проект «Спектр-М») планирует запустить в 2020 году Астрокосмический центр Физического института им. Лебедева (ФИАН). Сегодня об этом проекте в рамках работы 40-й Научной ассамблеи Международного комитета по космическим исследованиям (COSPAR) рассказал академик Николай Кардашёв. Это будет космическая обсерватория миллиметрового и инфракрасного диапазонов длин волн с охлаждаемым телескопом диаметром 10 м. «Миллиметрон» предназначают для исследования ряда ключевых проблем астрофизики: формирование и эволюция звезд и планет, галактик, квазаров. На нем будут установлены криогенные инструменты и антенна, с пассивной (с помощью радиаторов) и активной (механической) системами охлаждения. Температура 10-метрового зеркала может достичь приблизительно 4,5К.

Важнейшие эксперименты миссии «Миллиметрон»:

— физические процессы вблизи горизонта событий черных дыр, ускорители космических лучей;

— эволюция сверхмассивных черных дыр, космологические параметры, скрытая масса и темная энергия;

— самые сильные взрывы во Вселенной и их изучение;

— самые холодные объекты на границе Солнечной системы, в наших и других галактиках, поиск внеземных цивилизаций;

— изучение ранних объектов во Вселенной, первых звезд и галактик, первичных черных дыр, «кротовых нор» и гипотезы мультиверса (множественных вселенных).

Напомним, что всего три года назад с космодрома Байконур была запущена орбитальная космическая обсерватория «Радиоастрон». На ней также установлен телескоп с отражателем 10 м, орбитальный период варьируется от 8,3 до 9 дней. Задача этого проекта — изучать компактные космические радиоисточники, то есть обсерватория следит за квазарами (сверхмассивными черными дырами), пульсарами (нейтронными звездами), космическими мазерами (областями звездо- и планетообразования), межзвездной и межпланетной плазмой, а также гравитационным полем Земли.

Вместе с наземными радиотелескопами и двумя станциями слежения и сбора данных «Радиоастрон» образует наземно-космический телескоп — интерферометр со сверхвысокой базой, который позволил впервые наблюдать различные объекты с угловым разрешением в миллион раз выше, чем это позволяет человеческий глаз. На данный момент уже примерно для сотни космических объектов удалось успешно скоррелировать сигнал с наземными телескопами.

Иллюстрация: НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ им. С.А. ЛАВОЧКИНА