Ученые из США впервые смогли показать, как в подростковом возрасте формируется наша способность распознавать лица и как это влияет на последующее взросление. Они опубликовали свое открытие в журнале Psychological Science, пишет пресс-служба Пенсильванского университета.

Ранее в экспериментах с животными было показано, что в период полового созревания восприятие лиц меняется. Теперь ученые показали это в экспериментах с людьми. «Подростковость формирует тонкое проявление социального поведения, которое важно для перехода к взрослению. Это, вероятно, происходит из-за гормонов, влияющих на реорганизацию мозга и нервной системы, которая происходит в это время», — сказала Сьюзи Шерф (Suzy Scherf), автор статьи и доцент лаборатории эволюционных нейронаук в Пенсильванском университете.

В эксперименте участвовали 116 добровольцев — подростков (все одного возраста) и молодых людей. Их разделили на четыре группы по степени подростковости, а не по возрасту: препубертатный период, ранний и поздний пубертатный периоды, половозрелая молодежь. Им показывали 120 черно-белых фотографий женских и мужских лиц. Причем, пубертатный статус лиц на фото совпадал со статусом участников. Участников всех групп просили взглянуть на фото, а затем оценивали их способность распознать лица, используя компьютерную игру. Сначала им показывали десять лиц с нейтральным выражением, затем 20 фото со счастливыми лицами и просили определить, узнали ли они кого-то на фото или это новое лицо.

Авторы работы сообщают, что участники в препубертатном состоянии затруднялись вспомнить взрослые лица. Ученые назвали это «воспитательным затруднением». «Это интересно, потому что эти школьники провели много времени с другими детьми и в тоже время они затрудняются вспомнить взрослые лица», — объяснила Шерф.

Наоборот, подростки затруднялись вспомнить другие подростковые лица, продемонстрировав т.н. эффект «затруднения ровесника». Самое удивительное открытие состояло в том, что среди подростков одного возраста, те, что менее зрелые в половом развитии, лучше распознают таких же менее зрелых подростков, в то время как более половозрелые в пубертатном развитии имеют лучше память на ровесников, которые по развитию им ближе.

По словам исследовательницы, «подростки буквально видят стадию пубертатного развития на лице, возможно, неосознанно, и это влияет на то, как они запоминают других. Это может объяснить хорошо известные результаты исследований, показавших, что подростки организуют группы ровесников в зависимости от пубертатного статуса, и это важно для понимания того, как подростки впервые начинают думать о друг друге в романтическом смысле».

Это исследование поможет ученым понять, как в подростковом возрасте развивается мозг и меняется поведение по мере взросления.