Космический фотоаппарат «Осирис», расположенный на космическом корабле «Розетта», представляет беспрецедентные снимки и следующие за ними данные о комете 67P/Чурюмова-Герасименко. Приблизившись достаточно близко к комете, аппарат сделал высококачественные снимки, по которым ученые миссии смогли сделать определенные выводы о поверхности и недрах кометы. Новые изображения публикует сегодня журнал Science.

1. Ученые миссии присвоили древние египетские имена разным участкам уткообразной кометы. В двух регионах, «крыльях», названных Атон и Анубис, могут содержаться большие куски пород, характеризующих недавнее геологическое прошлое кометы.

2. Активные ямы. Комета извергает материал из своеобразных ям, которые прекрасно видны на фотографии. Некоторые из них неактивны и заполнены пылью, а другие начинают действовать, когда на комету оказывает влияние солнце — ледяные отложения в глубине кометы нагреваются и выбрасывают струи газа и пыли.

3. Эрозия скал. Так называемые скалы, расположенные на поверхности кометы, постоянно разрушаются. Поскольку лед, покрывающий некоторую поверхность скал, постоянно откалывается и падает, он захватывает с собой все большие и большие слои скал.

4. Из-за специфической формы кометы и слабой гравитации крупные породы и пыль движется странным образом. На картинке красные регионы показывают нестабильные склоны, которые расположены под углом более чем 45°.

5. Пониженная активность. Комета все еще находится далеко от Солнца, поэтому активность на поверхности достаточно вялая. Основная активность наблюдается вокруг «шеи».

6. Почему основная активность сосредоточена в районе шеи? Никто не знает. Странность заключается в том, что именно область шеи получает меньше солнечного света, чем любая другая часть кометы — обычно, чем меньше какая-то часть получает меньше света, она менее активна.

7. Уткообразная форма кометы может скоро измениться. Трещины вокруг шеи кометы свидетельствуют о том, что «тело» и «голова» кометы очень гибкие. Однажды комета разорвется на две части, и каждая отправится своим путем.

8. Одна из самых удивительных особенностей, обнаруженных «Осирисом», — это узелки в несколько метров в поперечнике, которые команда исследователей зовет «яйца динозавра». Эти расположенные в ямах элементы могут представлять собой базовые строительные блоки кометы.

9. «Осирис» также обнаружил лунку, заполненную жидким материалом признак того, что газ под давлением может накапливаться в недрах кометы и создавать смесь из жидкости, газа и пыли.

10. Газ на комете не только стреляет вверх, он также может направляться в сторону, создавая рябь и другие эффекты, которые выглядят несколько неуместно на поверхности, где нет атмосферы.