Группа ученых под руководством доктора Хелен Мак-Нейл (Helen McNeill) выявила необычную биохимическую связь. Их открытие имеет отношение к болезням, связанным с митохондриями, главным источником энергии в клетках. Доктор Мак-Нейл и ее команда известны благодаря своим работам о том, как клетки организуются в ткани и как контролируется их рост в процессе развития. Как сообщает официальный сайт Исследовательского института Луненфельд-Таненбаум (Канада).

На этот раз лаборатория сфокусировалась на мутациях в гене fat (ft).Белковый продукт этого гена под названием «Fat» действует в клеточной мембране, чтобы усилить адгезию и взаимодействие между клетками. Мутации в гене ft ведут к избыточному размеру клеток и опухолям. Частично это происходит сигнальным путем Hippo, который часто участвует в раке печени, молочной железы, яичников и в саркомах.

Принято считать, что белки Fat работают на поверхности клетки, но в сегодняшней статье в журнале Cell ученые впервые показали, что кусок молекулы белка Fat в действительности доставляется в митохондрии, где влияет на энергетический статус клетки. Когда этот компонент отсутствует, конвеер по производству энергии в митохондриях дестабилизуется, в результате чего уменьшается выработка энергии.

Мак-Нейл рассказывает, что команда была изумлена тем, что белок непосредственно взаимодействует с митохондриями. «Мы все еще хотим узнать, как клетка узнает, что нужно высвободить белок в митохондрию, но сейчас эта новая взаимосвязь дает совершенно новое понимание того, как контролируется клеточная энергия, а также новые идеи о том, как прекратить клеточный рост при раке», — добавляет она.

Когда митохондрии плохо работают, клетки не имеют эффективного источника энергии. Поэтому клетки переключаются на гликолиз, чтобы произвести недостающую энергию — это известно как эффект Варбурга. Аналогично, опухолевые клетки имеют уровень гликолиза в 200 раз выше, чем в нормальных клетках. Так как митохондрии отвечают за производство энергии для основных клеточных функций, проблемы с митохондриями также могут повлечь такие болезни, как диабет второго типа, болезнь Паркинсона, сердечные расстройства и болезнь Альцгеймера.

Исследование проводилось на плодовых мушках, они служат хорошей моделью для человеческих митохондрий. В дальнейшем эффект будет проверен на человеческих клетках.