Ученые из Физико-технического федерального института в Германии создали самые точные часы из ныне существующих. Эти часы состоят из единственного иона и обладают точностью, предсказанной ранее только теоретически. О разработке рассказывает сайт института, статья о ней опубликована в журнале Physical Review Letters.

Еще в 1981 году Ганс Демельт (Hans Dehmelt), будущий, на тот момент, нобелевский лауреат, описал, как можно использовать ион, пойманный в высокочастотную ловушку, для создания беспрецедентно точных часов с погрешностью не более 10-18. С тех пор многие исследовательские группы пытаются создать такие часы, в том числе в шаге от решения на данный момент и российские ученые из МИФИ. Но их немецким коллегам первым удалось добиться результата.

В атомных часах на основе цезия, которые сейчас используются для определения секунды в международной системе единиц, «маятник» состоит из атомов, которые возбуждаются в резонанс под действием микроволнового излучения частотой 1010 Герц. Оптические атомные часы на основе иттербия (Yb+), созданные учеными из Германии, имеют значительно более высокую частоту возбуждения (1014-1015 Гц), что делает их гораздо более стабильными и более точными, чем цезиевые часы. Их точность оценивается, как в сотни раз большая, чем у самых точных современных часов.