Астрономам из США удалось отыскать большое количество фтора и тем самым подтвердить гипотезу его нейтринном происхождении — фтор считается редким элементом во Вселенной, по сравнению с кислородом или водородом, и его сложно найти в звездах. Тем не менее Работа опубликована в The Astronomical Journal, а популярное изложение приводит Science.

Для поисков фтора астрономы Катерин Пилачовски (Catherine Pilachowski) из Университета Индианы и Камерон Пейс (Cameron Pace) из Университета Южной Юты использовали 2,1-метровый телескоп на пике Китт в штате Аризона. Они исследовали 79 звезд на наличие ядовитого газа фторида водорода. Этот газ поглощает инфракрасное излучение, что можно увидеть в спектре звезд. Ученые действительно обнаружили фторид водорода в 51 звезде, причем огромное количество. А значит, в его производстве должно было участвовать нейтрино. Это космические частицы, которые летят с большой энергией и не взаимодействуют с материей. Нейтрино же в свою очередь образуется при взрыве сверхновых. Во время взрыва освобождает 10 в 58 нейтрино. Они выбивают протон и нейтрон из ядер, образуя фтор. Есть и другие процессы образования фтора, но в малых количествах.

Эти результаты, однако, противоречат работе Хенрика Джонсона (Henrik Jönsson) из Лундской обсерватории. Он тоже нашел фтор, но в гораздо меньшем числе звезд и меньшее количество. Из этого они сделал вывод, что элемент мог образоваться в звездах, которые не взрывались, то есть без участия нейтрино. Это так называемые звезды асимптотической ветки гигантов — яркие, возрастные солнца, где сгорает водород и гелий. Там же, по мнению ученых, производится фтор. Когда эти звезды умирают, они скидывают свои внешние слои и новопроизведенный фтор в галактику.

Так сколько же фтора в звездах: много или мало? Ответ найдет тот, кто корректно определит температуру звезд. Поскольку молекулы фторида водорода разрушаются при высоких температурах, спектр более теплых звезд показывает меньшее количество газа, чем спектры более холодных звезд, даже если теплые звезды содержат также много фтора как и холодные. Чтобы узнать точный объем фтора, астрономы должны сначала узнать, насколько горяча звезда. Чтобы решить эту задачу Джонсон этим летом использовал большой 4-метровый телескоп на пике Китт. Он обследует почти сотню звезд и надеется измерить точную температуру и объем фторида водорода.