Какую воду следует пить, чтобы эффективнее утолить жажду, какой белок мог быть первым проявлением жизни на планете, почему детям нужно спать подолгу (подсказка — потому что продолжительность сна связана с последующим развитием когнитивных способностей и эффект наверстать потом сложно), как меняется взгляд на этическую задачу, если сформулировать ее на иностранном языке и, наконец, как малозаметно проявляется инстинкт собственника — в очередном обзоре новостей нейронаук, совместно с порталом Нейроновости.

Утоление жажды «по науке»

В новой статье, опубликованной в журнале PLOS One, учёные из Монелловского центра по изучению вкусов и запахов задались вопросом — «как эффективнее утолять жажду?». Они поставили эксперимент, в котором приняло участие 98 добровольцев, которых не кормили и не поили ночью, утром кормили только тостами, а затем давали выпить по 400 мл разной воды.

Потом начиналась главная часть эксперимента — участникам позволяли пить воду «из-под крана» — самую обыкновенную воду комнатной температуры — в любых количествах. Идея была в том, чтобы посмотреть, после какой воды будут пить меньше — вероятно, эта вода и утоляет жажду лучше.

Оказалось, что холодная вода утоляет чувство жажды лучше, чем вода комнатной температуры, а если она еще и газированная, то эффект оказывается еще сильнее. При этом то, привкус воды — сладкая она, терпкая или слегка кисловатая — роли не играет: эти дополнительные вкусы не оказывали никакого влияния на утоление жажды.

Интересно, что если в воду комнатной температуры добавить ментол, и вызвать «химическую» прохладу, то эффект повышенного утоления жажды работает точно так же, как если бы воду доставали из холодильника.

Был ли «белок Альцгеймера» первым проявлением жизни на Земле

Такое предположение высказали химики из Высшей политехнической школы в Цюрихе. Более того, они подтвердили его экспериментально и опубликовали результаты своей работы в авторитетном химическом журнале Angewandte Chemie.

В эксперименте авторы сначала взяли две сравнительно простых аминокислоты из набора в 20 альфа-аминокислот, кодируемых генетическим кодом: аланин и валин и показали, что они могут полимеризоваться в присутствии карбонилсульфида (СОS), который во времена возникновения жизни на Земле, в избытке присутствовал в вулканических выбросах. И не просто полимеризоваться, а образовывать амилоидные фибриллы, длинные нити бета-структур белка, свернутые в «листы»: активную вторичную структуру белка. Такой же результат получился и с четырьмя аминокислотами.

«Спи хорошо, умнее будешь!»

Проект по изучению детского сна проводился исследователями из Университета Цюриха совместно с Университетом штата Колорадо в Боулдере (США). Исследователи измеряли активность мозга у 13 здоровых детей в возрасте от 5 до 12 лет. ЭЭГ записывалась 128 электродами по два раза за ночь, в это время дети находились дома.

В первом случае юные участники эксперимента отправлялись в кровать в обычное для них время. Во втором же случае они бодрствовали допоздна и, таким образом, получали ровно половину от нормального сна. Учёные также определяли содержание миелина в головном мозге с помощью неинвазивного метода магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Результаты показали, что глубокий сон возникает во вполне конкретной области мозга (так называемом лучистом венце) и связан с содержанием миелина. Ученые считают, что именно это потом связано с когнитивными способностями.

По мнению исследователей, обнаруженный ими эффект может носить лишь временный характер, то есть возникать только во время развития мозга в детском или подростковом возрасте. Учёные считают, что качество сна очень важно для адекватного развития нейронных связей. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок достаточно долго спал в период своего взросления.

Иностранный язык не даёт нам мучиться этическими вопросами

Психологи из Италии и Великобритании пришли к выводу: если человек знакомится с какой-то спорной ситуацией на иностранном языке, он обращает больше внимания на последствия, а не на намерения. Результаты работы опубликованы в журнале Cognition.

Как же психологи пришли к такому выводу? Они использовали частный случай так называемой проблемы вагонетки, а именно — вариант «Толстый человек»: испытуемый представляет, что вагонетка катится под откос и грозится задавить пять человек. При этом их можно спасти, вот только тогда нужно сбросить на мост другого человека — он неминуемо погибнет, но спасет жизни других. Отсюда и вопрос испытуемому: готов ли он собственноручно столкнуть его на рельсы ради спасения пяти жизней?

Обычно такой мысленный эксперимент вызывает серьезные переживания. И в итоге большинство отказывается активно участвовать в этой ситуации — пусть даже и мысленно.  Тем не менее, в экспериментах, когда испытуемым излагали условия на неродном, хоть и понятном языке, ситуация менялась. Здесь доля тех, кто готов был пожертвовать одной жизнью в пользу пятерых, возрастала на 30%.

Другие эксперименты также подтвердили: описание ситуации на иностранном языке делает нас моральными прагматиками.

«Чей туфля? Моё!», или Мозг-собственник

Фотоаппарат, пилочка для ногтей, расчёска, сотовый телефон — мы каждый день передаём друг другу совершенно разные вещи с различными целями. А сейчас вспомните, как вы делитесь, скажем, шариковой ручкой? Наверняка, пытаетесь подать её таким образом, чтобы вашему собеседнику сразу было удобно её взять и использовать, не так ли?

А вот и нет. Исследование, проведённое в Университете Торонто при участии Университета Восточной Англии доказывает, что мы гораздо менее охотно «идём навстречу», когда дело доходит до передачи наших собственных вещей.

Делясь какой-нибудь вещью, что, собственно, для нас привычно, что мы часто не задумываемся о том, как мы это делаем. Но исследования показывают, что наши действия носят, так сказать, просоциальный характер. Когда мы берём, например, кружку, то, как правило, берем её за ручку, потому что удобно. Но когда у нас под рукой стоит кружка, принадлежащая другому человеку, то мы, передавая, поворачиваем её ручкой, то есть так, чтобы, стало удобно ему.

Это подтвердил эксперимент, в ходе которого люди передавали кружку немного по-разному — в зависимости от того, собирались ли затем забирать её их партнёры и принадлежала ли она им. Они поворачивали посуду ручкой ближе к ладони визави, если оппоненты хотели её взять, но когда им приходилось подавать свою, то они подсознательно немного отворачивали её ручку в сторону. Этот эффект проходил, когда в ход шла посуда партнёра или учёного.

Результаты экспериментов указывают на то, что «подаватели», вместо того, чтобы помочь, неосознанно мешали своим партнёрам брать свою кружку, но совершенно спокойно и «с удовольствием» делились, если кружка оказывалась чужой.