Два научно-исследовательских коллектива из Китая независимо друг от друга разработали два разных метода превращения клеток кожи в нейроны, путем воздействия на них химическими веществами. Оба отчета об этом опубликованы в журнале Cell Stem Cell, сообщает сайт журнала Science.

Первая команда, под руководством профессора Ганг Пея (Gang Pei) из Шанхайского института биологических наук, исследовала влияние на человеческие клетки кожи тысяч различных химикатов, и в конце концов создала набор VCRFSGY, состоящий из вальпроевой кислоты, веществ CHIR99021, «Репсокс», «Форсколин», SP600125, GO6983 и Y-27632. Действуя последовательно, они дают нужный эффект. Первая часть набора (VCRF) активирует в клетках ген Tuj1, активный именно в нейронах. Вторая же часть (SGY) завершает превращение. В результате из клетки кожи получается зрелая нервная клетка — нейрон.

Второй коллектив, возглавляемый профессором Хонг-Куи Денгом (HongKui Deng) из Пекинского университета, ставил аналогичные эксперименты на клетках кожи мышей. Ему тоже удалось разработать набор химикатов, которые превращают эти клетки в нервные. Состав этого состава иной, но действует он аналогично.

Эти два достижения имеют важное значение, ведь до сих пор напрямую превращать зрелые клетки одних тканей в клетки других ученые умели только, «подсаживая» к ним в ДНК соответствующие гены. Но этот метод, во-первых, долог и трудоемок, а, во-вторых, всегда есть риск, что гены встанут «не туда» и разовьется рак. Химические способ лишен этих недостатков.

Джении Хсие (Jenny Hsieh), молекулярный биолог из Юго-Западного медицинского центра при Техасском университете в Далласе (США), комментируя работу коллег, сказала, что подобные исследования могут произвести настоящую революцию в медицине. «Мы пока копнули совсем не глубоко в этой области», — сказала она.

Напомним, в прошлом году ученые из Еврейского университета в Иерусалиме разработали химический «коктейль», способный трансформировать зрелые клетки в стволовые. А чуть раньше американские генетики смогли превратить клетки кожи мужчин в сперматозоиды.