Ленты новостей в последние недели приносят тревожную информацию о всеобщем мировом падении цен на нефть. Российская нефтегазохимическая отрасль и энергетика — базовые отрасли экономики страны — сейчас предстали перед серьезными трудностями. В этих условиях ждут обсуждения и принятия Правительством ряд стратегических документов, в том числе Генеральные схемы развития газовой и нефтяной отраслей до 2035 года. Их должны утвердить в декабре текущего года. Руководство страны сейчас как никогда нуждается в науке. Причем не только в ее экспертных оценках — экономике нужны новые технологии, которые могут быть внедрены в производство в самое короткое время.

На заседании Президиума РАН вновь прозвучала тема модернизации нефтегазовой отрасли. И если в начале октября академик Анатолий Дмитриевский сделал подробный доклад о состоянии и перспективах нефтегазовых месторождений страны, то на сей раз новые аспекты этих важнейших проблем подробно изложил директор Института нефтехимического синтеза РАН академик Саламбек Хаджиев. Его доклад назывался «Инновационные технологии глубокой переработки углеводородного сырья».

Согласно статистике, сейчас у нас в стране добывается самый большой объем нефти с периода существования Советского Союза. При этом, по тем же данным, прирост общего объема добычи замедляется, а добыча на месторождениях Западной Сибири падает. Нефтегазодобытчики уходят все дальше на север и в регионы Восточной Сибири. Перед отраслью стоит выбор — либо вовлекать новые залежи, либо более эффективно использовать те месторождения, что у нас есть. Отрасли-донору нужна помощь — в первую очередь, в технологиях, способных повысить эффективность добычи, транспортировки и переработки «крови экономики».

По оценкам специалистов, в год экономика страны расходует приблизительно 4 миллиарда тонн нефти.  Запасы легких и средних нефтей, удобных в добыче и переработке,  у нас составляют около 160-180 млрд.

тонн. В пересчете на потребности это не так уж много. А вот высоковязкой тяжелой нефти — 800-850 млрд. тонн. Переход на переработку этих видов углеводородов ждет непременно, и к этому надо готовиться. Мало того, что эта нефть тяжелая и вязкая — она высокосернистая. Можно было бы научиться высвобождать из нее запасы серы и тоже использовать их для химического синтеза. А нефть, очищенную от этих примесей, можно было бы перекачивать даже по обыкновенным трубам. Но пока это остается нерешенной проблемой. 

В этом году объем переработки нефти составил 290 млн тонн, при этом глубина переработки составляет в среднем около 71%. Правительство ставит задачу ее увеличения до общего среднего уровня в 90%. Это даст новый виток развитию сопряженных отраслей. Глубина переработки нефти определяется тем, как перерабатывается тяжелая фракция гудрона. Гудрона

в нефти — 25%. Главная «задача века» всех мировых переработчиков нефти — научиться получать из гудрона жидкие фракции. И вот здесь очень близко подошел к решению Институт нефтехимического синтеза РАН, предлагающий технологию гидроконверсии гудрона на наноразмерных катализаторах. Она превосходит все существующие и применяющиеся в мире технологии переработки нефти до уровня 95%. Теперь очень важно эту технологию быстро внедрить. 

Еще одна серьезнейшая проблема — эффективное импортозамещение в нефтепереработке. В части, например, катализаторов для нефтехимии, отрасль на 98% зависит от зарубежных поставок. В случае их прекращения рискуют остановиться нефтеперерабатывающие заводы. Институты РАН ведут исследования по наиболее важным технологиям глубокой переработки углеводородного сырья, в частности «тяжелой» нефти. За

последние десятилетия они разработали по-настоящему передовые и даже прорывные технологии, и если бы они, наконец, нашли внедрение, многие проблемы нефтегазовой отрасли были бы успешно решены. Докладчик сделал подробный обзор этих технологических принципов и решений.  

С учетом сложившейся обстановки, как отметили собравшиеся, назрела необходимость создания федерального отраслевого исследовательского центра по глубокой переработке нефти на базе институтов центральной части России. Сибирское отделение РАН могло бы поддержать эти работы, сосредоточив усилия на теме катализа нефтепереработки. Сегодня российская наука  стремится создать федеральную программу прикладных исследований для добычи и переработки нефти — дело за поддержкой государства.

Фото и видео материалы "Научная Россия".