Стевен Деморест (Steven Demorest) из Северо-западного университета США уверен, что в большинстве случаев «музыкальный слух» можно развить в процессе упражнений, так что тем, кого просят воздержаться от пения на людях, не следует отчаиваться. Свое исследование он опубликовал в февральском номере журнала Music Perception, сообщает официальный сайт университета.

Ученый исследовал способность к воспроизведению музыки у детей трех возрастов: дошкольников, детей из младшей средней школы и ребят из старшей школы. Каждого из участников эксперимента просили повторить последовательность из 4 нот, а после этого волонтеры оценивали точность.

Как показало исследование, школьники из младшей школы справляются с таким заданием лучше, чем дети из детского сада, однако старшеклассники справляются с ним гораздо хуже. Это, как считает ученый, связано с тем, что к старшей школе только 34% детей продолжали заниматься музыкой. Таким образом, делает он вывод из наблюдаемой статистической закономерности, что способность к музыке является во многом приобретенной, а не врожденной. Поэтому не стоит говорить ребенку, который пока не очень преуспел в пении, об отсутствии слуха. Такой упрек скорее приведет к тому, что он просто откажется заниматься — а ведь никто не требует от начинающего скрипача сразу играть гениальные мелодии, считает Стевен Деморест.

Также ученый напоминает, что ошибочно думать, что способность воспроизвести мелодию голосом, по которой часто судят о музыкальности и музыкальном слухе, единственный их критерий. Человек может не очень хорошо петь, но при этом прекрасно играть джаз. Однако, говорит он, амузия — истинное отсутствие музыкального слуха — все-таки встречается, хотя и крайне редко. Тем не менее, в большинстве случаев человека можно научить успешно различать ноты.

Портал Научная Россия недавно приводил пример того, как можно многое узнать о человеке по музыке — Бетховену даже поставили диагноз (сердечная аритмия) на основании его сочинений.