28 апреля 2016 года в 5:01 по московскому времени состоялся первый пуск с космодрома Восточный. Ракета-носитель «Союз-2.1а» вывела на орбиту научный спутник «Ломоносов», космические аппараты «Аист-2Д» и наноспутник SamSat-218.

Создание спутника «Ломоносов» — это международный проект, в котором приняли участие ученые, аспиранты и студенты из Южной Кореи, Испании, Канады, США, Польши, Германии, Италии и Испании. Спутник предназначен для исследования экстремальных космических явлений в атмосфере Земли, ближнем космосе и Вселенной. На борту «Ломоносова» находится целый комплекс приборов, которые будут изучать гамма-всплески в гамма-диапазоне с помощью гамма-детекторов, разработанных в МГУ, а также в видимом, ультрафиолетовом и в рентгеновском диапазонах с помощью телескопов, созданных в Государственном астрономическом институте имени П. К. Штернберга.

Также спутник будет заниматься мониторингом радиационной обстановки и мониторингом опасных объектов в околоземном космическом пространстве совместно с сетью наземных телескопов «Мастер».

«Мы будем впервые изучать с орбиты Земли, то есть с помощью космического эксперимента, частицы самых высоких энергий, которые существуют во Вселенной, — сказал директор Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ Михаил Панасюк. — Во Вселенной происходит ускорение космических частиц, которые называются космические лучи. Частицы с самыми большими энергиями трудно измерять на земле, потому что их очень мало. Мы будем делать это с помощью космического эксперимента на борту "Ломоносова"».

Общая масса аппарата составляет 645 килограммов, вес научного оборудования — 160 килограммов. Планируется запустить его на высоту 490 километров. Ожидается, что «Ломоносов» проработает на орбите три года.

Все научные данные, полученные с космического аппарата «Ломоносов», будут доступны мировому научному сообществу, занимающемуся вопросами фундаментальной космофизики, астрофизики, атмосферой Земли и другими явлениями.