Очередной этап мониторинга инновационного поведения населения, проведенный учеными из Высшей школы экономики и включающий измерение научной грамотности населения, показал, что с каждым годом россияне все чаще правильно отвечают на вопросы по школьной программе. С более специфическими же вопросами по-прежнему возникают затруднения. Об итогах исследования сообщается на сайте ВШЭ.

Выборка всероссийского опроса населения, проведенного в рамках данного проекта в 2014 году, составила 1670 человек в возрасте старше 16 лет. Респондентам было предложено согласиться или отвергнуть 12 тезисов из разных областей науки. Пять из них были ложными, семь — правильными.

Почти две трети респондентов (65%) правильно ответили хотя бы на 6 из 12 тестовых вопросов. В частности, 87% знают, что Земля вращается вокруг Солнца; 77% осознают, что центр нашей планеты очень горячий; 71% в курсе, что континенты, на которых мы живем, движутся уже миллионы лет и будут продолжать двигаться в будущем.

Все больше россиян знают, что Вселенная образовалась после Большого взрыва: 53% опрошенных в 2014 году против 29% — в 1996 году. А вот в то, что предки человека произошли от животных, стабильно верят лишь около половины россиян. Стало чуть больше людей, знающих, что гены есть не только в генетически модифицированных растениях — теперь так думает треть опрошенных, тогда как в 1996 году такой ответ давал лишь каждый пятый. Также растет число людей, понимающих, что антибиотики не работают против вирусов — в 1996 году такой ответ дали лишь 13% опрошенных, а в 2014 — 33%.

По словам экспертов ВШЭ, научная грамотность, или понимание основных научных понятий и фактов, позволяет человеку делать выводы об окружающем мире и не просто лучше понимать задачи, которые решают ученые, но и принимать более взвешенные решения в повседневной жизни.