Сотрудники кафедры химии природных соединений химического факультета МГУ с коллегами из НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского МГУ проанализировали информацию о ферментах, способных эффективно расщеплять злаковые белки и их токсичные пептиды, а значит, бороться с целиакией — непереносимостью глютена. Одним из источников таких соединений могут стать насекомые-вредители зерновых запасов, и в дальнейшем их исследование позволит разработать эффективные препараты. Работа опубликована в журнале Pharmaceutics.

0B2A3166

Целиакия — это хроническое наследственное заболевание, заключающееся в непереносимости белков злаковых растений. Возникновение целиакии обусловлено неспособностью большинства ферментов полностью расщеплять глютен: злаковые белки не разрушаются до аминокислот, как все остальные белки, а «задерживаются» на стадии образования крупных олигопептидов, некоторые из которых обладают токсическими свойствами.

«Из-за сложной диагностики целиакия долгое время считалась редким заболеванием, проявляющимся в течение первых лет жизни, — рассказала соавтор исследования, в.н.с. кафедры химии природных соединений химического факультета МГУ, д.х.н., профессор Ирина Филиппова. — Лишь после того, как стали доступны чувствительные и специфичные методы, стало возможным оценить реальное число больных. Скрининговые исследования показали, что данное заболевание может возникнуть в любой момент жизни и встречается гораздо чаще, чем считалось: у 1-2% населения Земли».

Пока лекарств от целиакии не существует. Единственным эффективным способом поддержания здоровья пациентов остается соблюдение строгой диеты, исключающей глютенсодержащие продукты. Придерживаться такой диеты сложно: она сильно ограничивает рацион питания человека, снижает потребление витаминов и минералов и приводит к асоциализации и депрессивным состояниям. Поэтому многие заинтересованы в разработке терапевтических стратегий для борьбы с этим заболеванием. Особенно перспективной может стать энзимотерапия — прием специально подобранных ферментов.

«Наша научная группа занимается поиском, идентификацией и характеризацией ферментов, способных расщеплять злаковые белки и их токсические пептиды, — объяснила Ирина Филиппова. — Такие ферменты называются глютеназами. Принципиально важным результатом нашей деятельности стало обнаружение глютеназ среди пищеварительных ферментов насекомых-вредителей зерновых запасов».

Проводимый поиск глютеназ является перспективным направлением разработки ферментных препаратов. Но многие вопросы, связанные с эффективным использованием глютеназ для снижения токсического действия иммуногенных пептидов, остаются без ответа или недостаточно изучены. Это сильно сдерживает продвижение ферментных препаратов на фармацевтическом рынке. По данным организации Celiac Disease Foundation, на данный момент лишь два энзиматических препарата против целиакии проходят клинические испытания и три — доклинические. В каждом случае нет безусловной уверенности в том, что препараты будут допущены к использованию.

«Мы убеждены, что будущее – за энзимотерапией, – пояснила Ирина Филиппова. – Это очень перспективное направление, требующее проведения исследований, направленных на поиск и изучение глютеназ, обладающих высокой эффективностью и безопасных для человека. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности терапевтического использования глютеназ, необходимы серьезные клинические испытания. Но уже сейчас точно установлено, что ферментная терапия может уменьшить негативные эффекты, вызванные глютеном, и ее можно рассматривать как эффективное фармакологическое дополнение к безглютеновой диете. В наших дальнейших исследованиях по этой тематике мы надеемся создать реальный препарат для энзимотерапии целиакии на основе обнаруженных и изученных пищеварительных ферментов насекомых-вредителей».

Фото: Александра Кучерова/пресс-служба химического факультета МГУ