Группа исследователей из нескольких университетов США во главе с Мауро Феррари (Mauro Ferrari) разработала новый метод борьбы с метастазами злокачественных опухолей. Испытания, проведенные на мышах, показали высокую эффективность метода, в основе которого использование крошечных шариков, начиненных ядом, целенаправленно действующих на опухолевые клетки. Сообщение о результатах исследования опубликовано в журнале Nature Biotechnology.

Действующим препаратом послужил уже давно применяемый для химиотерапии доксорубицин. Однако за счет новой технологии доставки препарата к клеткам опухоли удалось избежать побочных эффектов от лечения без снижения эффективной дозы лекарства. Носителями для доксорубицина послужили пористые наночастицы кремния. Чтобы справиться с защитной реакцией клеток, ученые связали молекулы доксорубицина с нитевидными полимерами, а уже полимеры поместили в наночастицы кремния. В итоге, частицы легко перемещались по кровеносным сосудам, а попадая к клеткам опухоли, выделяли препарат: полимер с молекулами доксорубицина проникал сквозь мембрану и направлялся к ядру клетки. Химические связи между полимером и непосредственно препаратом разрушались в среде, характерной для ядра клетки.

Испытания метода на мышах с имплантированными клетками метастазов опухолей печени и легких человека показали, что до 50% из них не имели никаких признаков опухолей, как минимум, в течение восьми месяцев, что соответствует 24 годам у человека.

Ученые продолжают работу над совершенствованием технологии, в частности, предполагают, что тот же метод доставки препарата к ядру раковой клетки можно будет применять и для других лекарств. Уже в течение ближайшего года исследователи намерены перейти к испытаниям метода на людях.