Найдены варианты генов, вызывающие рак груди

Изучив множество больных раком груди женщин, ученые нашли пять вариантов генов, влияющим на ген ESR1.

Большая группа ученых из разных стран, включая автора из НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова (Санкт-Петербург), под руководством ученых из Кембриджского университета (Великобритания) и Медицинского исследовательского института QIMR в Бергхофер (Австралия), определили пять вариантов генов, которые влияют на окружающие рецепторы эстрогенов ESR1 и повышают риск рака груди. Эта работа способствует пониманию природы разных видов рака груди и поиску новых лекарств. Ее результаты опубликованы в журнале Nature Genetics и кратко в пресс-релизе Кембриджского университета.

Рак груди диагностируется у каждой восьмой женщины в среднем по популяции. Большинство случаев выявляют у женщин после 50 лет, когда уровень эстрогена — женского полового гормона — снижается. Эстроген участвует в механизме нормального функционирования клеток груди, но в некоторых клетках его рецепторы выключаются и перестают отвечать.

Авторы статьи изучили ДНК генов, окружающих рецепторы эстрогенов ESR1 у женщин с разным типом рака груди и у здоровых женщин для контроля, чтобы определить гены, ответственные за риск рака груди. Они нашли пять вариантов, определяющих риск рака внутри или вокруг гена ESR1. Этот ген давно известен тем, что связан с раком груди, но о том, как именно он работает и почему влияет на возникновение рака груди, известно мало.

Оказалось, что четыре из открытых вариантов гена связаны с теми опухолями, когда ген ESR1 выключается, и клетки опухоли лишаются рецепторов эстрогена. К этому типу относят одну пятую всех случаев рака груди. Пятый вариант особенно интересен, потому что он связан с редким типом рака груди, для которого характерно присутствие активных рецепторов белка, известного как эпидермальный фактор роста человека 2, или HER2 (подробнее см. «Генетически адаптированная таблетка»).

Известны два основных типа регуляторов генов — усилители и успокоители. Четыре первых варианта работают как усилители. Они воздействуют не только прямо на ESR1, но и на окружающие гены. Пятый вариант связан с опухолями, где рецептор эстрогена выключен. Этот вариант работает как успокоитель. То есть он увеличивает количество белка рецептора эстрогена, производимого клетками груди.

esr1 гены рак рак груди эстроген