По ископаемым останкам, найденным в США, Португалии и Великобритании, описано 4 новых вида змей, живших в период между 143 и 167 млн лет назад — гораздо раньше, чем все до сих пор известные науки змеи. Авторы находок — учёные из университета Альберты (Канада), Среднезападного университета (США), Южно-Австралийского музея и университета Маймонидес (Аргентина) — опубликовали совместную статью об этом в журнале Nature Communications.

Два вида были обнаружены при раскопках на территории Великобритании и по одному — в США и Португалии. Интересно, что все они были найдены в совершенно разных по характеру геологических отложениях, из чего учёные сделали вид, что условия обитания всех этих змей также были очень разными — иначе говоря, они занимали различные биотопы.

От представителей двух видов сохранились только зубы, кости челюстей и черепа. Зато от двух других нашлись ещё и позвонки. Причём у одного из видов строение позвонков указывает на то, что у его представителей ещё имелись крошечные задние ножки (но не было передних). Таким образом можно наблюдать одну из промежуточных стадий того, как змеи в процессе своей эволюции «теряли» ноги.

До сих пор науке были известны ископаемые змеи, жившие максимум 100 млн лет назад. Так что новая находка отодвигает время появления на Земле первых змей далеко в прошлое. Учитывая, что 143 и 167 млн лет назад змеи, как мы видим, были уже широко распространены по Земному шару и освоили разные экосистемы, видимо, их первые представители появились где-то между 220 и 240 млн лет назад. Это как раз то время, когда древний единый континент Пангея распался на отдельные части, из которых со временем возникли современные континенты.

Отметим, что учёные до сих пор открывают новые виды не только ископаемых, но и ныне живущих змей. Как сообщал портал Научная Россия, летом 2014 года в джунглях Камбоджи обнаружили новый вид змеи-волкозуба из семейства ужеобразных.

А перед самым Новым годом стало известно, что неподалёку, во Вьетнаме, немецко-российский коллектив зоологов нашёл три новых вида червяг — древнейших наземных позвоночных, очень похожих с виду на змей, но являющихся на самом деле не рептилиями, а амфибиями.