Группа американских нейрофизиологов под руководством Тобиаса Овераса (Tobias Oberath) из Нью-Йоркского университета и Йоша МакДермота (Yosh McDermott) из Массачусетского технологического института попыталась ответить на вопрос, какая часть мозга отвечает за то, что человек опознает речь. Результаты своего исследования они опубликовали в Nature Neuroscience.

Люди обладают способностью отличать речь от прочих шумов, даже если смысл сказанного им непонятен, как, например, если кто-то вдали говорит на незнакомом слушателю языке. Для того чтобы определить, в какой части мозга происходит опознавание речи, ученые провели эксперимент. Суть эксперимента состояла в том, что участникам давали слушать звуки разной продолжительности, часть из которых моделировала речевые сигналы или была настоящей речью, а часть просто являлась шумом, при этом ученые наблюдали за изменениями в мозговой активности при помощи МРТ. В качестве речевых сигналов в эксперименте выступали специальным образом перемешанные фрагменты на немецком языке, которого не знал ни один из 33 участников — носителей английского.

Оказалось, что мозговая активность при прослушивании звуков разных типов отличалась. Так, когда испытуемые слышали смоделированные речевые сигналы или фрагмент речи, у них активировалась верхняя височная борозда, чего не происходило, когда люди слышали просто шум. Кроме того, активность верхней височной борозды зависела от того, какой длины фрагмент слышал испытуемый: на длинные фрагменты, длиной около 500 мс, смоделированных речевых сигналов мозг реагировал также как и на настоящую речь, а если моделируемый фрагмент был более коротким, то иногда не опознавал в нем речевой сигнал.

Ученые предполагают, что их открытие поможет лучше понять, как именно, с точки зрения мозговой деятельности, человек обрабатывает и понимает язык, а также как происходит усвоение языка ребенком. Ведь первой задачей, которую ему приходится решить, чтобы научиться говорить, это понять что перед ним осмысленная речь или бессмысленный шум.

Интересно отметить, кстати, что собаки воспринимают человеческую речь в чем-то схоже с тем, как ее воспринимают люди.