Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США), под руководством нейробиолога Майкла Маккарти (Michael McCarthy), впервые смогли установить биохимическую связь между качеством сна и настроением. Статью об этом, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, пересказывает сайт журнала Science.

Чтобы разобраться в глубинных механизмах этой связи, Маккарти с коллегами сконцентрировались на ключевых генах, отвечающих за циркадные часы. Они выделили две редкие мутации гена PERIOD3 (PER3), встречающиеся у людей, страдающих одновременно сезонным аффективным расстройством (САР) и расстройством фазы быстрого сна. Мутации эти сравнительно редки — они встречаются только примерно у 1% населения.

Лабораторные мыши, в генотип которых внесли данные мутации PER3, имели нарушения сна и меньше сопротивлялись, когда исследователи брали их в руки — что для грызунов считается типичным проявлением депрессии. У них также был понижен уровень белка PER2, играющего важную роль в циркадных ритмах. Когда же из генотипа мышей вообще убрали ген PER3, они стали проявлять симптомы САР, впадая в сильную депрессию, когда ученые начинали раньше выключать свет в лаборатории.

«Мутация в PER3, оказывающая столь сильное влияние на настроение, удивительная, — сказал Маккарти. — Это позволяет предположить, что циркадные часы играют важную роль в создании настроения».

Понадобятся дальнейшие исследования, чтобы обобщить эти результаты на людей, страдающих другими нарушениями сна и проблемами с настроением. Если удастся это сделать, откроется путь к созданию новых эффективных средств против таких нарушений.

Ранее уже была замечена связь между настроением и «биологическими часами» — механизмом, синхронизирующим наш циркадный (суточный) ритм активности, включая и продолжительность сна, с продолжительностью светового дня. Люди, страдающие от депрессии и маний, часто имеют также различные нарушения сна. То же самое можно сказать и о жертвах сезонного аффективного расстройства (САР), которое заставляет, по разным данным, от 2 до 9% людей испытывать депрессию, когда световой день становится коротким (то есть в конце осени и в начале зимы). Одним их нарушений сна, сопряженных с описанными расстройствами, является расстройство фазы быстрого сна. При нем во время указанной фазы сна иногда имеют место повышенная активность головного мозга, яркие сновидения и краткосрочный паралич всех мышц тела (кроме сердца и дыхательной мускулатуры).

Исследование различных аспектов циркадных ритмов нашего организма дает интереснейшие результаты. Например, недавно было доказано, что на настройку «биологических часов» влияют время приема пищи и даже цвет окружения, в котором мы находимся. А в прошлом году была проведена первая успешная трансплантация циркадного ритма, со всей его биохимической машинерией — между разными видами бактерий.