Группа исследователей из Новосибирска и Токио разработала метод, который позволяет находить и восстанавливать характеристики древних океанов по фрагментам океанического дна, гор, островов и др. Он значим для изучения эволюции океанов и континентов, а также для разведки месторождений полезных ископаемых. В работе принимали ученые из НГУ и Института геологии и минералогии СО РАН Инна Сафонова и Сергей Кривоногов. О работе рассказывает вебсайт НГУ.

За основу работы была взята модель стратификации океанической плиты, разработанная японскими исследователями Шигенори Маруяма из Токийского технологического института, Сатору Коджима из Университета Гифу и Цуйоши Комия из Университета Токио (все три вуза находятся в Японии) для изучения геологии Японских островов. Исследователи из Новосибирска апробировали эту модель на десятках геологических объектов, расположенных в разных частях Азии: в Алтае-Саянской области, Тянь-Шане, восточном Казахстане, Прибайкалье и Дальнем Востоке.

«Накопленная нами и другими исследователями геологическая информация по многим объектам Евразии уже позволяет нам рассматривать эту модель как универсальную. Таким образом, мы предлагаем новый подход как основу для изучения истории палеоокеанов», — объяснила участник группы Ирина Сафонова.

Результаты работы полезны не только для реконструкции истории земных океанов, но также могут иметь вполне практическое применение. Дело в том, что в ходе эволюции геологических пород на планете, в результате взаимодействия лито-, гидро- и биосферы на местах возвышенностей древнего океанического дна могут образовываться залежи ценных редкоземельных элементов, например иттрия, который имеет ряд уникальных физико-химических свойств.

Ранее портал Научная Россия писал о приборе для диагностики здоровья океана.