Исследователи из Национальных институтов здоровья (National Institutes of Health, NIH) США, под руководством доктора Лоры Эльницки (Laura Elnitski), нашли общий генетический маркер для пяти разных видов рака. Подробная статья на эту тему вышла в журнале The Journal of Molecular Diagnostics, вкратце ее пересказывает сайт Medical Daily.

В центре внимания ученых был процесс метилирования ДНК, когда к тем или иным «кирпичикам»-аминокислотам присоединяются метиленовые группы. Благодаря этому процессу, в норме нужные гены в нужный момент «включаются», чтобы запустить синтез определенного белка. Однако в раковых клетках бывает также гиперметилирование — когда «выключается» ген, активность которого могла бы подавить развитие опухоли.

Исследователи обратили внимание на ген ZNF154, поскольку данные, полученные ранее другими исследователями, указывали на то, что он подвергается гиперметилированию в 15 разных типах раковых опухолей, развивающихся в 13 разных органах тела.

И действительно, доктор Эльницки с коллегами увидели, что метилирование гена ZNF154, в той или иной степени, встречается в клетках раковых опухолях кишечника, легких, груди, желудка и матки. «Более того, это гиперметилирование имело место в большинстве исследованных нами опухолей, независимо от их подтипа, стадии развития, возраста или пола больного», — написали ученые в своей статье. Особенно часто это явление наблюдалось в клетках опухолей матки, кишечника и легких, но и в остальных было очень широко распространено.

Поскольку раковые клетки (как, впрочем, и обычные) часто выделяют свою ДНК в кровоток — данное явление известно как «циркулирующая опухолевая ДНК» — это открытие позволяет в перспективе разработать тест крови, который сможет с высокой степенью эффективности распознать наличие в организме любой раковой опухоли, даже на ранней стадии.

Это наблюдение, как подчеркнула Эльницки, «существенно повысит шансы на выживание больных с разными видами рака». А кроме того, в отдаленной перспективе может стать первым шагом к разработке универсального метода лечения всех видов рака.

Важность такого достижения трудно переоценить — по данным международного исследования, люди во всем мире болеют раком все чаще и чаще. Ученые, впрочем, не сидят сложа руки и совершенствуют методы борьбы с коварной болезнью. Например, новые методы генной терапии позволяют надеяться на то, что рак простаты скоро станет излечим почти в 90% случаев.