Почему одна и та же музыка вдохновляет одного человека и раздражает другого? От чего зависят наши музыкальные вкусы? Этими вопросами задались ученые из Кембриджского университета и выяснили, что музыкальные предпочтения вовсе не случайность, а отражают определенные особенности нашей личности, соотносящиеся с делением на «эмпатиков», «систематиков» и «сбалансированных». Согласно этой классификации, первые больше интересуются эмоциями и мыслями других, вторые — правилами и законами, управляющими нашим миром, интересы третьей группы описывает ее название.

Исследования последних десяти лет показали, что 95% людей можно уверенно отнести к одному из этих типов, и они являются хорошими предикторами самых разных поведенческих проявлений. На этот раз ученые решили соотнести эти типы с музыкальными предпочтениями и пришли к любопытным выводам. В исследованиях приняло участие около 4000 человек. Сначала психологи провели тестирование на тип личности, а потом предлагали каждому из участников эксперимента прослушать около 50 музыкальных отрывков различных жанров.

Оказалось, что «эмпатики» предпочитают мягкую, приятную музыку с низким уровнем энергетики, преобладанием грустных ноток, эмоционально глубокую. Обычно это был мягкий рок, авторская песня или R&B. Авторы статьи приводят одну из типичных композиций, которая пришлась по душе людям с эмпатичным складом личности. Это песня «Hallelujah» в исполнении Джеффа Бакли, предлагаем нашим читателем послушать ее (представьте себя участником эксперимента).

Что касается «систематиков», то они предпочитают более энергичную, напряженную музыку. Это может быть тяжелый рок, панк, металл — но не только. Люди этого склада характера выбирают музыку интеллектуально глубокую и сложно устроенную, так что это могли оказаться и некоторые классические произведения. Как типичный пример, авторы статьи приводят произведение Александра Скрябина «Этюд опус 65 номер 3», которое также предлагается вниманию читателей.

Психологи отмечают, что люди, относящиеся к третьему, «сбалансированному», типу личности, демонстрировали стабильно более широкий диапазон предпочтений, им могли понравиться отрывки произведений совершенно разных жанров, какой-то общей тенденции для них не обнаружено.

Та же команда ученых провела и другое исследование о связи музыкальных предпочтений и черт личности. В нем поучаствовало более 7000 добровольцев. Все они были протестированы на уровень выраженности пяти основных черт характера: открытость, экстраверсия, уступчивость, добросовестность и эмоциональная стабильность. А затем они выполняли ряд заданий и отвечали на вопросы, связанные с музыкой.

Среди этих черт связанной с восприятием музыки оказалась только открытость. Выяснилось, что открытые люди обладают более широким музыкальным кругозором и интересами, готовы воспринимать новое и необычное в музыке, они также чаще слушают сложную музыку (джаз, классика и т.п.). Тогда как закрытые люди, наоборот, замкнуты на определенных стилях и исполнителях. А в другом исследовании, на этот раз канадских ученых, было также показано, что закрытые люди обычно получают удовольствие от музыки, когда слушают ее не в первый раз, от привычной им музыки, тогда как открытые, наоборот, ценят в музыке новизну.

Различия в музыкальных предпочтениях нашли также у экстравертов и интровертов — первые ориентированы на внешний мир и общение, вторые на свой внутренний мир. Исследование психологов из Лондонского университета показало, что экстраверты ожидаемо предпочитают позитивную и социальную музыку (например, танцевальную), интроверты же — грустную, интеллектуально насыщенную. А также оказалось, что экстраверты чаще слушают музыку как фон.

Таким образом, психологи делают вывод, что по музыкальным предпочтениям человека можно достаточно достоверно судить о его личностных особенностях. Ученые также рассчитывают использовать эти данные для развития такого метода психотерапии как музыкотерапия, в частности, для работы с психологическими травмами.

Интересно, что часть людей невозможно отнести ни к одной из категорий, выделенных учеными из Кембриджа, поскольку они вообще не имеют каких-либо предпочтений в музыке — она не приносит им никаких эмоций, вне зависимости от жанра. Эту особенность исследовали ученые из Барселонского университета (Испания) и дали ей название «особой музыкальной ангедонии» (термин ангедония означает утрату способности получать удовольствие).

Причем эти люди могли получать радость от чего-то другого, например, еды или секса, как выяснили исследователи, по крайней мере, в данном случае — вот только музыка не вызывала у них совершенно никаких эмоций. Слова участников эксперимента подтверждались и данными объективных тестов, вроде измерения пульса. Пока исследователи не смогли предложить рабочую гипотезу, объясняющую, почему некоторые люди музыку не воспринимают.