Человек относится к типу хордовых, определяющей чертой которых является хорда — стержень из хряща, идущий вдоль тела по его середине. Хорда является предшественником позвоночника, и у большинства хордовых она присутствует только в эмбриональном состоянии. Впоследствии она заменяется позвоночником, редуцируясь до межпозвоночных дисков. А вот межпозвоночные диски человека развились из мышц древних морских червей — к такому выводу пришли авторы исследования, опубликованного в журнале Science.

Появление хордовых принято отсчитывать с ланцетника, однако эволюция хорды как органа, согласно новому исследованию Европейской молекулярно-биологической лаборатории, EMBL (Германия) и Медицинского института Говарда Хьюза (США), началась гораздо раньше.

У морских червей Platynereis ученые обнаружили сочетание генов, кодирующих успешное развитие хорды, для клеток мышц, находящихся ровно на оси животного, то есть на месте хорды, если бы она у них была. Также выяснилось, что все животные, располагающиеся на эволюционном древе между Platynereis и хордовыми, обладают тем же сочетанием генов, а устройство ланцетника, судя по всему, является переходным звеном между мышечной основой оси тела и хрящевой хордой.

Исследователи полагают, что это эволюционное новшество получило преимущество потому, что более жесткий стержень тела способствовал более эффективному плаванию.

Фото: the Node/ Maggie Pruitt