Французские геофизики по-новому взглянули на палеолитические росписи в пещере Шове — они предположили, что рисунок, на котором полосы формируют нечто вроде букета, на самом деле есть извержение вулкана глазами первобытного художника. Результаты их исследования опубликованы в журнале PLOS-ONE.

Находящаяся на юге Франции пещера Шове знаменита своими наскальными росписями. Она особенно прославилась после того, как знаменитый режиссер Вернер Герцог снял документальный фильм в технике 3D — «Пещера забытых снов». Герцогу было разрешено снимать прямо в пещере, хотя и только со строго определенных точек. Техника 3D придала фильму великого режиссера особую реалистичность. После этого в пещеру Шове, которую и так любили туристы, ринулось такое количество народа, что властям пришлось построить поблизости копию и закрыть вход в настоящую пещеру, — в противном случае росписи просто не были бы сохранены.

В пещере Шове, как и в других палеолитических пещерах, преобладают изображения мощных древних животных — шерстистых носорогов, пещерных львов, медведей. Есть здесь и особая галерея, названная в честь изображенных там гигантских оленей — Megaloceros. Здесь помимо животных изображены еще странные взлетающие наверх полосы.

Французские геофизики во главе с Себастьяном Номадом (Sebastien Nomade) предположили, что это изображения извержения вулкана. Всего в 35 километрах от пещеры находятся несколько угасших вулканов, чьи извержения, безусловно, были бы видны обитателями Шове. Проблема заключается только в том, что до сих пор считалось, что эти вулканы извергались задолго до появления поблизости людей.

Между тем Номад и его коллеги изучили вулканические породы самых молодых здешних вулканов и пришли к выводу, что они извергались в период от 19 до 43 тысяч лет назад. Наскальные росписи датируются периодом 34-36 тысяч лет назад, а значит, в принципе первобытные люди могли видеть извержение. Номад считает, что эти вулканы извергались невероятно эффектно, напоминая знаменитый итальянский вулкан Стромболи, который выбрасывает лаву высоко в небо. Можно себе представить, как древние люди, по словам Номада, «забирались на холм рядом с пещерой, смотрели на север и видели вулканы. Они могли видеть их сверкание и слышать грохот извержения».

Картина, безусловно, яркая, и конечно же, вулканы, которые во все времена были окружены суеверным почитанием, должны были производить впечатление на древних людей.

Но все же есть несколько слабых мест в этой гипотезе. Во-первых, более точно датировать время извержения вулканов рядом с Шове на сегодняшний день невозможно. Соответственно, красивое предположение Номада остается пусть достаточно обоснованным, но предположением. Во-вторых, если принять это предположение, то, вероятно, надо будет внести некоторые поправки в наши представления о первобытном искусстве. На сегодня подавляющее большинство ученых считает, что наскальные росписи – это следы охотничьей магии, обеспечивавшей удачную охоту. Какую роль в этих ритуалах играло изображение вулканов? Воспринимали ли их, как загадочных божеств или же первобытные художники просто зафиксировали поразившее их природное явление? Пока ответов на эти вопросы нет.