Ученые из Северо-западного университета (США) показали, что мозг самцов и самок крыс имеет различие на молекулярном уровне: у полов иначе происходит регулировка эндоканнабиноидов, молекул, которые отвечают за нейротрансмиттеры в гиппокампе. Это значит, что самцы и самки по-разному реагируют на лекарства, воздействующие на синаптические связи мозга. Подобный результат получен впервые, и хотя его нельзя перенести на людей автоматически, он полезен для понимания различия в воздействии лекарств на мужчин и женщин. Об этом сообщает пресс-служба университета со ссылкой на оригинальное исследование, опубликованное в The Journal of Neuroscience.

Группа ученых работала под руководством Катерин Вулли (Catherine Woolley), профессора нейробиологии в Уайнберг колледже искусств и науки, члена Института исследований женского здоровья при Медицинской школе Северо-западного университета. Исследователи изучали лекарство URB-597 и его воздействие на нейротрансмиттеры — вещества, передающие электрические сигналы от нейрона к нейрону. Исследование проходило на крысах. Оказалось, что в мозгу самок URB-597 усиленно снижает активность ключевого эндоканнабиноида — анандамида (anandamide), тем самым снижая выработку нейротрансмиттеров. В мозгу самцов вещество такой эффект не оказывает. И это не связано с разницей в циркуляции репродуктивных гормонов.

Изучаемое лекарство сейчас проходит клинические испытания на людях, поэтому важно понимать, что оно, в принципе, может по-разному воздействовать на мужчин и женщин.

Эндоканнабиноиды помогают регулировать количество некоторых нейротрансмиттеров. Эти молекулы вовлечены в ряд физиологических процессов, включая память, мотивационное состояние, аппетит и боль, а также играют роль при эпилепсии, неврологических дисфункциях. Название «эндоканнабиноиды» произошло от того, что они активируют тот же нейронный рецептор, что и марихуана.

Профессор Вулли изучает различия полов на молекулярном уровне мозга более 20 лет. Она в 2012 году открыла, что эстрогены помогают синаптической трансмиссии в мозгу самок крыс, а в мозгу самцов нет.

Подробнее о том, что известно науке в области этих исследований, читайте в статье портала Научная Россия «Мозг женщины и мозг мужчины: в чем разница».