Международная группа ученых под руководством Юлии Ковас, профессора Томского государственного университета и со-руководителя Российско-Британской лаборатории психогенетики, выяснила, что мотивация к учению у детей зависит как от большого количества социально обусловленных факторов, так и от генетических особенностей индивидуума. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Ученые наблюдали около 13 тыс. близнецов подросткового возраста из России, США, Великобритании, Германии, Японии и Канады. Психологи сосредоточились на проблеме индивидуальных различий в академической мотивации у детей: почему школьникам нравится/не нравится учиться, интересен или не интересен тот или иной предмет. Исследователи хотели выяснить, как влияют на этот выбор условия социальной среды и генетической предрасположенности.

В исследованных странах, несмотря на различия в социальной и культурной области, результаты оказались схожими. Исследования показали достаточно последовательную связь между возрастом, школьным предметом и культурным фактором. Вопреки расхожему мнению, симпатия к тем или иным школьным предметам была не менее обусловлена генетически, чем способности. Выяснилось, что генетический фактор объясняет приблизительно 40% расхождений и сходств в академической мотивации у всех близнецов. При этом даже однояйцевые близнецы, которые имеют идентичный генетический код и растут в одной семье, ходят в одну и ту же школу, довольно сильно могут различаться в предпочтениях. Таким образом, ученые установили существование очень специфичных социальных факторов, которые действуют индивидуально.

Ученые надеются, что результаты их работы поможет совершенствовать концепцию школьного образования в разных странах мира.

К слову, недавно портал Научная Россия писал о плюсах и минусах раздельного обучения.