Специалисты кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ сравнили записи пения соловьев, живущих в Москве и Московской области, и пришли к выводу, что птицы приспосабливаются к жизни в мегаполисе. Они меняют частотные характеристики своих песен для того, чтобы их не заглушал шум мегаполиса. Об исследовании пишет портал strf.ru со ссылкой на публикацию в «Зоологическом журнале».

Исследователи записали пение более 200 самцов восточного соловья(Luscinia luscinia) в московских парках Воробьевы горы, Битцевский парк, Измайловский парк, долина Сетуни, Главный ботанический сад, а также в Московской области на территории от Дмитрова и Сергиева-Посада до долины Оки и от Можайска до Шатуры. После чего ученые сравнили частотные характеристики пения птиц в разных регионах. Для сравнения были взяты четыре типа песен, которые в неизменном виде исполняют соловьи, обитающие что в Москве, что в области.

Верхняя граница шума, записанного в точках пения московских соловьев, проходит в области 2.5–3.0 кГц, и он перекрывает самые низкочастотные компоненты песни, за счет которых, кстати, пение этих птиц слышно на больших расстояниях. Оказалось, что для того, чтобы преодолеть эту помеху, городские соловьи приспособились петь на более высоких частотах.

Согласно результатам исследования, частота самых низких звуков в городе на 260 Гц больше, чем в области. Увеличились и частоты «починов» — высокочастотных специфических сигналов, предваряющих песню.

Восточный соловей — не единственная птица, которая преодолевает таким образом шумовые помехи. По данным зарубежных публикаций, частоту пения в городах повышают большая синица, южный соловей, белоголовая зонотрихия. Пока не понятно, представляют ли эти изменения чисто поведенческую реакцию или они уже закрепились в ряду поколений. Ученые полагают, что это может зависеть от конкретного вида, поскольку, например, поющие мексиканские чечевицы увеличивают минимальную частоту песни в ответ на шум проезжающего автомобиля, а у восточных соловьев же изменения стойкие, реакцию на проходящий поезд или другой краткосрочный шум исследователи не зафиксировали.

Программа по изучению московских и подмосковных соловьев стартовала в 2009 году, и ученые считают, что она принесет еще немало важных научных результатов.