Монреальский неврологический институт переходит на модель «open science»

Институт будет открыто публиковать все данные исследований и перестанет патентовать разработки, чтобы ускорить прогресс в нейронауках.

Директор Монреальского неврологического института при Университете МакГилла в Канаде Гай Рули (Guy Rouleau) заявил об изменении политики в отношении публикаций и разработок: отныне все получаемые учеными института результаты и данные будут публиковаться в открытом доступе. Институт также планирует впредь отказаться от патентной защиты своих разработок. Таким образом, институт становится первым в мире университетом, следующим модели «открытой науки», сообщает сайт журнала Science.

«Мы считаем, что это способ ускорить развитие самой нейронауки и ее практического применения», — сказал Рули. Наиболее значимым, по его словам, может быть открытие доступа к биобанку института и большому хранилищу снимков головного мозга. Согласившись на новые принципы, ученые будут не только способствовать максимальной открытости собственных научных результатов, но и призывать к этому коллаборации, в которые они входят, что должно привести к распространению модели.

Что касается патентов, то у сотрудников института остается право получать их самостоятельно, но учреждение не будет принимать в этом участия, в том числе финансового. «Сотрудниками нашего института зарегистрировано множество патентов, но пользы от этого не очень-то много. Все это, в общем, приводит нас к главному вопросу — какова же наша цель. И это все-таки развитие науки, а не зарабатывание денег», — прокомментировал директор института.

Сейчас институт создает инструменты для измерения эффективности эксперимента: как часто ресурсами института пользуются сторонние исследователи, какие новые продукты или виды лечения разрабатываются на основании этих данных, сколько ученых принимают новые «правила игры» и так далее. Сделать адекватные выводы об успешности модели «open science», по словам Рули, можно будет через пять лет.

open science монреальский неврологический институт открытые данные