Владимир Краснопольский, руководитель лаборатории инфракрасной спектроскопии планетных атмосфер высокого разрешения МФТИ, опубликовал в журнале Icarus результаты сопоставления созданной им модели атмосферы спутника Сатурна Титана с данными исследовавших Титан космических зондов.

Титан — второй по величине спутник Солнечной системы с диаметром 5152 км (первое место занимает спутник Юпитера Ганимед),  и единственный спутник планеты с плотной атмосферой. Давление на поверхности Титана примерно в полтора раза выше стандартных земных 750 мм ртутного столба. При этом температуры там стоят совсем не земные — 170–180 градусов, а реки и озёра на спутнике — из жидкого метана и этана. Неудивительно, что это небесное тело привлекает особое внимание как планетологов, так и климатологов.

Модель Краснопольского учитывает наличие в атмосфере Титана 83 нейтральных молекул и 33 ионов, а также предполагает течение 420 химических реакций, в которых эти частицы превращаются друг в друга.

Какие же научные приборы стали поставщиками реальных данных о столь интересном небесном теле?

Разумеется, в первую очередь, это данные межпланетного зонда Cassini, который работает в окрестностях системы Сатурна с 2004 года, в том числе и его  посадочный аппарат Huigens, впервые в истории севший на поверхность планеты-гиганта. Помимо этого знаменательного события, случившегося 10 лет назад, Cassini совершил более 100 сближений с Титаном (20 июля состоится 103-й пролет спутника). Кроме этого, часть данных получили при помощи наземного 30-метрового телескопа IRAM, расположенного в Сьерра Неваде в Испании работающего в субмиллиметровом диапазоне и космической инфракрасной обсерватории Hershel.

Обработка всех полученных данных показала, что модель достаточно хорошо согласуется с ними. Существующие расхождения невелики и находятся в пределах погрешностей измерения, тем более что для учёных важно не точное «попадание» в реальные концентрации веществ, а правильность предсказанной схемы химических процессов. «Согласие модели с реальностью означает, что мы правильно определяем, куда деваются разные вещества из ионосферы Титана и откуда они там берутся», — поясняет Краснопольский.

Владимир Краснопольский считается патриархом планетной климатологии и мировым экспертом по атмосферам других небесных тел Солнечной системы. Он принимал участие в создании спектрометров для множества космических аппаратов, в том числе легендарные аппараты Voyager, которые посетили все планеты-гиганты и до сих пор изучают окрестности Солнечной системы, а также всех первых советских автоматических межпланетных станций, изучавших Венеру и Марс.

Изображение: NASA/JPL/Space Science Institute, Public domain,через Wikimedia Commons