Группа биологов под руководством физиолога Барри Лавгрова (Barry Lovegrove)из Университета Квазулу-Натал (ЮАР) нашли на Мадагаскаре новый вид млекопитающих семейства тенреков, или земляных ежей. Животное за свое внешнее сходство с землеройкой получило английское название shrewlike (букв «как землеройка» — Прим. ред.). Большую часть жизни он, как выяснилось, проводит в спячке. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society.

Современные тенреки весят около одного килограмма. Их образ жизни сохранил все архаичные черты, как считает Барри Лавгров — их предок весил примерно на 250 грамм меньше, был одним из ранних млекопитающих и жил около 65 млн лет назад, в кайнозойскую эру. Тенреки заселили Мадагаскар около 50 млн лет назад и с тех пор они не слишком изменились, отчего Лавгров назвал тенрека «живым ископаемым».

Кери Лоббан (Keri Lobban) и Даниэль Левек (Danielle Levesque), аспиранты профессора Лавгрова, с 2009 по 2011 гг. провели несколько полевых исследований на Мадагаскаре. За это время они выловили 18 тенреков и присоединили к ним радиомаяки, чтобы отслеживать зоны их обитания и образ жизни. Выяснилось, что эти животные проводит в спячке не менее девяти месяцев. Поразительно, что за все это время они ни разу не пробуждаются, как это делают другие животные, впадающие в сезонную спячку. Ученые считают, что, возможно, именно эта способность к длительной спячке помогла нашим далеким предкам пережить экологическую катастрофу на планете.

Сейчас биологи содержат колонию из 40 тенреков в лаборатории Университета Невады (США) для проведения научных исследований. Первые наблюдения уже дали сведения об уникальном метаболизме этих животных.

В будущем эти данные могут помочь разработать способы вызывать у людей анабиоз (состояние, аналогичное зимней спячке) искусственным путем. Это может быть полезно при долгосрочных космических перелетах, например, на Марс, — нынешние технологии могут доставить туда человека примерно за те же девять месяцев, — а также в медицине при лечении людей с тяжелыми травмами, инсультом и т.д.

Около 67 млн лет назад предположительно в результате падения гигантского метеорита в местности, называемом сейчас кратер Чикшулуб (Мексика) погибли все динозавры, кроме тех, что стали предками птиц (подробнее об этом см. статью на нашем портале). Чтобы понять, как древние млекопитающие смогли наследовать Землю у гораздо более крупных и сильных животных, биологи сконструировали виртуальный образ под условным названием Шрёдингер (Shrëwdinger), в честь известного кота, который то ли жив, то ли мертв. Вероятнее всего это был небольшой насекомоядный зверек, с длинным пушистым хвостом.

Оставалось найти его ближайших живых «родственников». Ученые решили сосредоточить свои поиски на тенреках, млекопитающих отряда афросорицид, так как они являются наиболее крупными насекомоядными млекопитающими, которые очень похожи на древнего «Шрёдингера». Известно, что на Мадагаскаре, где климат за последние несколько десятков миллионов лет не сильно изменился, а значит, не требовал значительных адаптивных реакций со стороны фауны, исправно поставляет биологии все новых уникальных живых существ, не сохранившихся в других местах на Земле.

Фото превью: Николай УсикCC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons