Ученые из университетов Шеффилда и Бохума провели эксперименты с 216 младенцами в возрасте до года и выявили зависимость между их сном и способностью к обучению. Результаты исследования были опубликованы в журнале PNAS.

Исследователи обучали детей в возрасте от 6 до 12 месяцев различным навыкам, в частности, умению играть с марионетками, которые надевают на руку. После этого одна группа детей в следующие четыре часа долго спала, а другая или не спала вообще, или дремала меньше 30 минут. На следующий день детей просили повторить то, чему их учили. Оказалось, что те дети, которые спали после урока, запомнили новые навыки намного лучше остальных. Из этого учеными был сделан вывод о том, что сон играет принципиальную роль в развитии памяти и обучаемости младенцев. Мало того, по их мнению, лучше всего маленькие дети запоминают как раз то, чему их учат перед сном. Поэтому в своем интервью Би-би-си они подчеркнули важность чтения малышам книг перед сном.

В то же время выводы исследователей вызывают сомнение у некоторых их коллег. Так, профессор Дерк-Ян Дейк (Derk-Jan Dijk) , специалист по сну из университета графства Суррей, заявил, что надо еще доказать тот факт, что в определенные периоды жизнь роль сна выше, чем в другие. Кроме того, он не согласен с мыслью о том, что лучше всего младенцы обучаются непосредственно перед сном. С его точки зрения, здесь кроется абсурдное утверждение, что человек учится лучше всего, когда ему хочется спать.

Ясно, что исследование требует дальнейшего уточнения. Это особенно важно, так как выводы, сделанные учеными, могут быть использованы как для обучения маленьких детей, так и для лечения неврологических заболеваний стариков.