9 декабря 2014 г. научный мир страны ждет важнейшее событие — заседание Президентского совета по науке и образованию. Там будут подведены итоги и дана оценка первому году реформы Российской Академии наук. В преддверии этого события в ТАСС состоялась пресс-конференция заместителя министра науки и образования РФ Людмилы Огородовой, на котором чиновник рассказала собравшимся о том, как ее ведомство оценивает проведенную работу.

В самом начале своего доклада Л.Огородова подчеркнула, что у нас в стране происходит полная реконструкция государственных инструментов научной политики. И реформа РАН — одна из ее составляющих. Эффект от всех научных разработок нашей страны должен выйти на определенный уровень характеристик. Главный критерий — конкурентоспособность нашей науки на мировом поле. Это основная задача, поставленная президентом страны. Индекс российских публикаций в мировом потоке научной информации должен быть не меньше 2,44, объем финансирования исследований — 1,77 ВВП. Уровень зарплаты научных сотрудников должен составить не менее 200% по отношению к среднему по региону. Исходя из этих задач, проводилась реформа науки.

По мнению Л.Огородовой, большинство из поставленных на этот год задач Минобрнауки выполнены. Процесс преобразований идет полным ходом, и препятствия, возникающие на этом пути, успешно преодолеваются аппаратной машиной, взявшей курс на соблюдение формальных критериев реформы. Что и было наглядно продемонстрировано собравшимся в презентационных материалах. Эта точка зрения полностью отражает мнение ведомства и его позицию по отношению к научному сообществу. Как один из главных тезисов прозвучала та мысль, что изначальной концепцией реформы было и остается не нанести урон науке, научным институтам, людям, занимающимся научными исследованиями.

Язык графиков и диаграмм, количественная оценка по формальным критериям, однако, явно не отражают полной картины того, что происходит сегодня в российской науке, и ряд вопросов, заданных представителю ведомства, это наглядно демонстрирует. В частности, был задан вопрос о том, известно ли министерству о  том, что небывалый рост бюрократии в науке, связанный с реформой, реально мешает сегодня научному поиску.  Л.Огородова ответила, что по ее мнению, это временное явление и заверила, что будут приниматься разнообразные меры для сокращения и упрощения многих «бумажных» процедур.

Заместителю министра также было также высказано мнение, что в позиции ведомства существует явный сдвиг акцентов в сторону прикладной науки. Этот дисбаланс составляет прямую угрозу в первую очередь, для фундаментальных исследований, поскольку чиновники не в состоянии определить стратегию фундаментального научного поиска. Год назад, когда происходили выборы нового Президента РАН, академическим сообществом была создана большая программа, создающая предпосылки для масштабных реформ науки в стране. Об этом проекте, предлагавшемся самими учеными, в нынешних преобразованиях вообще не заходит речь, и проблемы, отраженные там не рассматриваются и не принимаются в расчет чиновниками, проводящими реформу «сверху». Они не прозвучали и в выслушанном собравшимися докладе, подводящем итоги реформ со стороны ведомства.

В ответе Л.Огородовой прозвучало, что Закон о науке предусматривает свободу научного поиска, однако большая часть направлений фундаментальных исследований, по мнению ведомства, должны задаваться нуждами внедрения новых разработок. Я утверждаю это сейчас и как ученый, и как чиновник, — подчеркнула Огородова. 

Фото в материале: «Научная Россия»