Большая международная коллаборация ученых MicroBooNE обнаружила первые нейтрино, вернее, первых кандидатов на эту роль, с помощью нового мощного детектора частиц. На ускорительном комплексе Fermilab близ Чикаго (США) был запущен пучок протонов, который используется для искусственного создания нейтрино, и ученые коллаборации проанализировали первые данные, полученные с нового детектора этих частиц. О результатах сообщается на сайте Fermilab.

Нейтрино — наиболее загадочные для ученых элементарные частицы. Они практически невесомы, не несут электрического заряда, не взаимодействуют со светом, то есть их нельзя наблюдать непосредственно, так же, как большинство других известных элементарных частиц — все это делает процесс их обнаружения весьма сложным даже по меркам современной экспериментальной физики.

Эксперимент MicroBooNE нацелен на изучение того, как нейтрино взаимодействуют между собой и меняются на протяжении 500 метров своего пути. Детектор поможет ученым воссоздать эти процессы в деталях, с получением трехмерных изображений. «Впервые полностью программное обеспечение настроено на автоматизированное распознавание картинок происходящего внутри детектора», — рассказал Марк Томсон (Mark Thomson), участник коллаборации из Кембриджского университета.

«Прошло девять лет с момента, когда мы предложили этот эксперимент. Мы спроектировали, рассчитали, построили и ввели в эксплуатацию детектор — и вот мы видим первые результаты», — сказал еще один участник коллаборации Бонни Флеминг (Bonnie Fleming) из Йельского университета.

Результаты эксперимента также важны для будущего большого проекта DUNE (Deep Underground Neutrino Experiment), который будет фиксировать перемещения нейтрино на более длинных дистанциях. Технологии, отработанные сейчас, будут использоваться в будущих экспериментах.