Во время археологических раскопок в деревне Тель Цаф (Израиль) в Иорданской долине был обнаружен самый древний металлический предмет на Ближнем Востоке, сообщает пресс-служба Университета Хайфы.

Раскопки были проведены группой ученых из Института археологии Зинмана, Департамента археологии Университета Хайфы, Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль) и Немецкого археологического института (Германия). На месте раскопок найдены изделия из обсидиана из Анатолии и Армении, ракушки из реки Нил, фигурки людей и животных и керамика, отличающаяся от всей остальной керамики, найденной в этом регионе.

Но самая важная находка на сегодняшний день — это медное шило, длиной в 4 см и толщиной в 1 мм на кончике, извлеченное из захоронения некой богатой и социально значимой женщины. Шило датируется концом VI-го – началом 5 тысячелетия до нашей эры, что говорит о том, что металл на Ближнем Востоке начали использовать на несколько веков раньше, чем было датировано. Кроме того, шило было найдено прямо на скелете, иначе говоря, но являлось

Это не единственная причина, по которой ученые считают находку значимой. Химическая экспертиза металла показала, что с большой вероятностью медь, из которой изготовлено шило, пришла с Кавказа, который находится за тысячу километров от Тель Цафа. И хотя известны и более ранние случаи торговых связей между отдаленными местностями, важно, что были использована новая технология и сырье, привезенные на такое расстояние. Имеет значение и само захоронение, одно из самых сложных из сохранившихся с того времени, и, по всей видимости, свидетельствующее о начале развития социальной иерархии. Все это требует дальнейших исследований деловых и культурных связей между регионами и самого Тель Цафа как важного поселения древнего мира.

Фото превью: Йосеф Гарфинкель, Флориан Климша, Сариэль Шалев, Дэнни Розенберг/ Plos.org