Астрофизики из Алабамского университета (США) с использованием данных рентгеновской обсерватории NASA Chandra, астрономического спутника ESA Planck и нескольких оптических телескопов построили модель для проверки Стандартной космологической модели и изучения темной энергии. В основе модели — принцип, который ученые назвали принципом матрешки. Он предполагает, что рентгеновское излучение скоплений галактик и расстояние до них имеет масштабируемые характеристики, зависящие от их массы. Об исследовании сообщает сайт NASA.

«В этом смысле скопления галактик похожи на матрешек: более мелкие аналогичны крупным. Это позволяет сравнивать их и точно определять расстояния между ними», — поясняет ведущий автор исследования Андреа Моранди (Andrea Morandi).

Астрофизики исследовали 320 скоплений галактик на расстоянии от 0,76 до 8,7 миллиардов световых лет от Земли, объединив данные от Chandra с данными о скорости расширения Вселенной на основе оптических наблюдений за сверхновыми и с данными Planck о реликтовом излучении. Используя наблюдения за этими скоплениями как маркеры расстояний, ученые могут измерить, как расширялась Вселенная в разные моменты после Большого взрыва. Метод позволяет проверить Стандартную космологическую модель. Сегодня считается, что скорость расширения Вселенной определяется свойствами темной энергии и темной материи, а значит, если предполагаемые параметры неверны, удаленные скопления галактик не будут подобными друг другу.