Ученые из Стэнфордского университета в США исследовали, какие зоны мозга активируются у ребенка, когда он слышит голос матери и других людей. Оказалось, что именно материнский голос воздействует на большое число зон мозга, неактивных при прослушивании других голосов. Кроме того, выяснилось, что чем сильнее связи между нейронами в этот момент у ребенка, тем лучше у него развиты коммуникативные функции. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В эксперименте участвовало 24 ребенка в возрасте от 7 до 12 лет без проблем в физическом и умственном развитии. Им давали прослушать по три слова, произнесенных матерью и двумя незнакомыми женщинами со схожим тембром голоса. Это были бессмысленные, несуществующие слова, чтобы определить реакцию именно на звук голоса, а не на смысл сказанного. Во время прослушивания активность мозговых центров регистрировали с помощью функциональной МРТ. Кроме того, коммуникативные навыки детей оценивали с использованием стандартной шкалы социальной отзывчивости SRS-2.

Оказалось, что при звуках материнского голоса в мозгу ребенка активируются не столько зоны, отвечающие за слух и восприятие речи, но и, например, миндалины, отвечающие за восприятие эмоций, центры удовольствия в лимбической коре, а также орбитофронтальная кора в лобных долях, работу которой связывают с реакцией на награды и наказания. В целом, картины мозговой активности в ответ на голос матери и незнакомой женщины существенно отличались.

Далее при помощи статистических методов ученые показали, что присутствует связь между силой активации зон мозга и связей между ними в ответ на голос матери у ребенка и уровнем развития коммуникативных навыков.

По мнению исследователей, дальнейшая работа в этом направлении поможет, в частности, разобраться с механизмами развития аутизма.