Группа ученых под руководством Пэйсона Шитса (Payson Sheets), профессора из университета Колорадо в Боулдере (США), пришла к выводу, что жители поселения Хойя-де-Серен, которое иногда называют «майяскими Помпеями», жили в довольно большой автономии от центральной власти. Так, например, они, по-видимому, сами решали, какие растения выращивать, сообщает портал Past Horizons. Свое исследование ученые опубликовали в журнале Latin American Antiquity.

Хойя-де-Серен — небольшое поселение майя, расположенное на севере современного Сальвадора, было открыто еще в 1978 году. Оно известно благодаря тому, что примерно в 660 г н.э. из-за извержения вулкана Лома Кальдера, расположенного всего в километре от поселения, оказалось погребенным под толстым слоем вулканического пепла. Правда, жителям «майяских Помпей» повезло больше, чем жителям Помпей итальянских — судя по отсутствию человеческих останков, люди вовремя успели покинуть свой поселок, однако все вещи, дома и даже растения на полях осталось нетронутым. Это дало ученым уникальный шанс изучить повседневную жизнь простых майя того времени.

По словам Шитса, несмотря на то, что современные ученые довольно хорошо представляют себе жизнь майяской элиты, то, как жили простые общинники, а тем более как они взаимодействовали с представителями знати, до сих пор остается загадкой. Однако раскопки Серена — в раскопанной части найдено 12 домов, в том числе жилые помещения, склады, мастерские, кухни, религиозные строения и общественная сауна. На нераскопанной территории, покрытой пеплом — общей площадью чуть больше пяти кв. км. — еще немало зданий, а всего в поселении, по мнению профессора Шитса, жило около двухсот человек. Возможно даже, что под пеплом погребена еще одна деревня.

Так, по всей видимости, знать не контролировала всю жизнь жителей Серена, например, они самостоятельно могли решать, сколько и каких продуктов производить. Знать влияла на жителей Серена скорее косвенно. На местный рынок привозили разнообразные товары, например, жадеитовые топоры, обсидиановые ножи или изящные сосуды и обменивая их на местные товары.

Также ученые обнаружили, что жители Серена выращивали маниок, как отмечают исследователи, ежегодно они выращивали не менее 10 тонн этого продукта. По словам Шитса это первое археологическое свидетельство выращивание этой культуры в Америке, хотя современные жители этих мест активно выращивают маниок для употребления в пищу.

Кроме того ученым удалось найти в центральной части поселка остатки широкой дороги, так называемой «сакбе», которые до этого момента были известны только на Юкатане. Возможно, что в момент разрушения эта дорога только строилась. Кроме того ученые нашли на дороге, ведущей в южном направлении, многочисленные следы — вполне вероятно, жителей, в спешке покидавших поселок.

О том, как выглядит «Вилла мистерий» — одна из самых известных вилл итальянских Помпей, — недавно рассказывала Научная Россия.