Любопытство может стать эффективным средством, чтобы побудить людей принимать более умнее и полезные для здоровья решения. Такой вывод следует из исследования ученых, представленных на годовом собрании Американской психологической ассоциации. Об этом говорится в их пресс-релизе.

Ученые под руководством Эвана Полмана (Evan Polman) из Университета Висконсин-Мэдисон (США) решили узнать, как возбуждение любопытства влияет на выбор людей. Для этого они провели серию опытов, используя стратегию, аналогичную той, что применяют на вебсайтах создатели кликабельных заголовков вроде «Вы не поверите, что она сделала» или «Это фото взорвало интернет». Такие заголовки эксплуатируют любопытство, давая ровно столько информации, чтобы заинтересовать читателя, но чтобы удовлетворить этот интерес и получить больше информации, человек должен кликнуть на ссылку.

В первом эксперименте ученые попросили 200 человек в университетской библиотеке выбрать между двумя видами печенья — одним плоским и другим, политым шоколадом с брызгами. Одной половине участников эксперимента не дали никакой вводной информацию, а второй половине — сказали, что плоские печенья содержат сюрприз, который скажет им нечто личное. После этого сообщения 71% участников из второй половины выбрали плоское печенье. Для сравнения — когда участникам не говорили ничего, то 80% из них выбирали более привлекательные печенья в шоколаде.

В другом эксперименте доля участников, выбравших нужное поведение, выросла, после того как им пообещали показать интеллектуальное видео о тайнах фокусов.

Результаты экспериментов в библиотеке и лаборатории были интересны, а вот результаты полевых опытов были еще и убедительными. В первом эксперименте ученые добились того, что участники на 10% больше стали использовать лестницу в здании университета, когда им пообещали, что на лестничной клетке они увидят ответы на простые вопросы, размещенные около лифта. В другом опыте ученые разместили в магазине наклейки с шутками на свежих овощах и фруктах, а заключительные фразы шуток напечатали на затворах пакетов. В результате свежее стали покупать на 10% чаще.

Оценивая результаты опытов, ученые удивлены не столько тем, что любопытство работает, сколько силой эффекта. «Очевидно люди реально нуждаются в удовлетворении, когда нечто вызвало их любопытство. Они хотят информацию, которая удовлетворит любопытство, и пойдут далеко, чтобы получить ее», — сказал Полман.

Авторы работы уверены, что любопытство можно использовать, чтобы побудить людей к более здоровому поведению. К примеру, выполнять спортивные упражнения или потреблять более здоровую пищу.