Ученые из университета Хаддерсфилда (Великобритания), под руководством доктора Криса Стрита (Chris Street) опровергли популярное представление о том, что человека, говорящего ложь, можно опознать по особенностям его поведения, выдающим волнение. Статью об этом, опубликованную в журнале Journal of Experimental Psychology: Applied, пересказывает газета Independent.

Британские исследователи придумали «чистый» эксперимент, в котором люди не подозревали, что собеседник знает об их вранье. Для этого они останавливали прохожих на улице и просили их на камеру рассказать о своих путешествиях — «для документального фильма». При этом «ассистенты режиссера» говорили, что съемка документалки не укладывается в сроки, поэтому сгодятся и выдуманные истории, о поездках, которых в реальности никогда не было.

Таким образом, экспериментаторы отлично знали, кто из респондентов врет, а кто говорит правду. Но сами люди думали, что все их рассказы принимаются за чистую монету, и чувствовали себя уверенно.

Изучив затем видеозаписи, ученые выяснили, что во многих случаях лжецы не проявляют абсолютно никаких внешних признаков волнения, по которым их можно опознать. Зато, задавая дополнительные вопросы, их можно «поймать» на неточностях или противоречиях в рассказе, или на том, что они «плавают» в теме.

«В литературе традиционно продвигается мысль о том, что косвенная детекция лжи действует, потому что она основана на работе подсознания, так что нам стоит в данном случае не анализировать, а доверять своим чувствам, — сказал доктор Стрит. — Но если полученные нами результаты верны, эта гипотеза не работает». Ученый также пояснил, что иногда люди, напротив, больше волнуются, когда говорят правду — если она такова, что сказать ее вслух нелегко.

Кстати, недавно ученые также выяснили, что говорить полуправду вредно для здоровья, а наказывать детей за то, что они врут — бессмысленно.