Уникальные синхронные наблюдения космического гамма-взрыва с расстояния 10 миллиардов световых лет провели российские ученые со спутника «Ломоносов» и оборудования Глобальной сети мониторинга космического пространства «Мастер» МГУ им. М.В. Ломоносова.

Гамма-телескоп БДРГ космической обсерватории «Ломоносов» осуществил многоканальную запись мощного всплеска 17 октября 2016 года, а наземный робот МАСТЕР, расположенный под Благовещенском, одновременно автоматически записал это событие в оптическом диапазоне. Астрономы всего мира изучают сейчас российские данные, опубликованные через несколько часов после открытия в специальном центре по изучению гамма-всплесков в НАСА — благодаря полной роботизации МАСТЕРа, первой на сайте НАСА появилась именно российская телеграмма об открытии оптического излучения гамма-всплеска, посланная самим роботом. После этого крупнейший телескоп мира, расположенный на Канарских островах, снял спектр оптического двойника и нашел, что гамма-всплеск пришел к нам с расстояния 10 миллиардов световых лет.

Космическая обсерватория — спутник «Ломоносов» уже несколько месяцев работает на орбите. Аппарат создан усилиями ученых, преподавателей, аспирантов и студентов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова совместно со специалистами АО ВНИИЭМ.  Наземная сеть таких обсерваторий под названием МАСТЕР построена учеными МГУ, ее телескопы располагаются на четырех континентах, а также на Канарских островах. Таким образом, МГУ обладает уникальной в мире возможностью проводить синхронные наблюдения образования черных дыр — считается, что именно этот процесс ответственен за гамма-всплески.