Зоологи высказали предположение, что большая длительность жизни карликовых лемуров связана с их способностью впадать в спячку. Подробности исследования карликовых лемуров были опубликованы в Journal of Zoology.

Биологи уже давно заметили, что большие млекопитающие в среднем живут дольше маленьких. Наиболее распространенное объяснение связывает этот феномен с тем фактом, что у более крупных животных наблюдается менее интенсивный метаболизм, то есть, они тратят меньше энергии на килограмм своего веса.

Однако из этого правила есть исключения, одно из них — это карликовые лемуры, которые живут на удивление долго для животных маленького размера. Лемур Джонас, умерший в этом январе, прожил 29 лет, что невероятно много даже для его соплеменников.

Согласно новой гипотезе, карликовые лемуры стали долгожителями благодаря своей способности впадать в длительную спячку или же в торпор — спячку, продолжающуюся несколько часов. В это время температура их тела понижается, а пульс во время длительной спячки замедляется с двухсот до восьми ударов в минуту. Соответственно, снижается и уровень метаболизма и замедляется старение.

Помимо того, что любопытен сам факт связи долгожительства с метаболизмом, у ученых возник вопрос о том, можно ли использовать наблюдения за лемурами с пользой для людей. Газета The Conversation напомнила своим читателям, что на сегодняшний день людям редко удается замедлять биение своего сердца и понижать температуру тела ниже нормальной.

Этого иногда добиваются йоги, но далеко не в таких масштабах, как это делают лемуры. Экстремальные дайверы иногда замедляют свое сердцебиение, задерживая дыхание. Правда, это часто приводит к смертельному исходу. А вот в Норвегии 29-летняя женщина провела 80 минут в ледяной воде и осталась жива. Когда Анну Бэгенхольм спасли, то температура ее тела была всего 13,7 градуса. Однако ее мозг не пострадал. Ученые объясняют это тем, что, когда сердце женщины остановилось, ее мозг был уже настолько охлажден, что из-за замедленного метаболизма совершенно не требовал кислорода. После этого случая в Норвегии стали часто использовать лечебную гипотермию в случае остановки сердца. Может быть, теперь наблюдения за лемурами помогут врачам выработать способы борьбы против старения?