Квазар в галактике J1011 израсходовал весь свой газ

Астрономам удалось зафиксировать резкое падение яркости квазара в далекой галактике — он израсходовал весь запас «горючего».

Группа астрономов под руководством профессора Скотта Андерсона (Scott Anderson) из Вашингтонского университета (США) обнаружила, что квазар в галактике J1011 израсходовал свой газ. Ученые сделали это открытие, используя мощности телескопа с 2,5-метровым зеркалом Sloan Digital Sky Survey (SDSS), находящегося в штате Нью-Мексико. Выводы наблюдений были представлены на проходящей в эти дни встрече членов Американского астрономического общества (AAS). О результатах исследования рассказывает Science.

Яркий квазар был впервые обнаружен в 2003 г. в центре далекой галактики SDSS J1011 + 5442. Год назад ученые вновь взглянули на нее, и к своему удивлению обнаружили, что он практически исчез. Сверхмассивная черная дыра, которая заставляла светиться газ вокруг себя, нагревая его до миллионов градусов, кажется, погасла, придав галактике вид любой другой.

Изменение произошло всего за несколько лет с 2010 г. За прошедший год группа ученых открыла десяток других аналогичных квазаров, которые также называются «мерцающими звездами».

Ученые рассмотрели ряд возможных причин изменения яркости звезды в далекой галактике. Среди них — появление облака космической пыли, которая блокировала прохождение света. Однако, по их подсчетам, этот процесс занял бы гораздо больше времени. Астрономы также проанализировали вариант того, что в момент своего обнаружения, в 2003 году, квазар мог издавать короткие вспышки, после чего мог взорваться и разложиться на мелкие части. Но другие наблюдения показали, что квазар светил ярко в течение еще нескольких лет после 2003 г. Таким образом, методом исключения ученые пришли к выводу, что у звезды закончилось «топливо».

Черные дыры в центре квазаров имеют вокруг себя диск из раскаленного газа и пыли, который светится особенно ярко у горизонта событий. Черная дыра в J1011 просто поглотил весь свой диск, и выглядит теперь как самая обычная галактика.

Эксперты высоко оценивают выводы исследовательской группы. «Это, безусловно, интересный результат. Он добавляет много нового к представлению о квазарах, которые могут менять свою яркость в разных временных масштабах», — сказал исследователь Кевин Шавински (Kevin Schawinski) из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе (Швейцария).

Недавние теоретические расчеты указывали на то, что изменение яркости квазаров, как правило, занимает несколько сотен тысяч лет. Новое исследование продемонстрировало, что «мерцание» этих объектов Вселенной может происходить всего за несколько лет.

Читайте также на портале Научная Россия об обнаружении самого древнего квазара во Вселенной.

галактика j1011 квазары телескоп sloan digital sky survey черные дыры